По итогам выступления президента РФ Владимира Путина на ежегодном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» колумнист Cumhuriyet (26.10) приходит к выводу, что главная цель российского лидера — не Сирия, а создание нового миропорядка, в котором сдерживается и уравновешивается влияние Запада во главе с США. Сейчас, по выражению журналиста, путинская Россия выбирает для себя место вне орбиты Запада и даже противопоставляет себя ему.
Со времен царизма цель России — выйти в теплые моря, и именно она лежит в основе действий РФ в Сирии, отмечает колумнист Türkiye (26.10). Сегодня Россия снова желает взять реванш после, как минимум, двух неудачных попыток: тайное соглашение о переделе османских земель в годы Первой мировой войны было подписано без ее участия, а территориальные претензии СССР к Турции ни к чему не привели. На этот раз Россия берет на себя активную роль в САР, стремясь усилить свои позиции за «сирийским столом».
Новые шаги России в Сирии напрямую касаются Турции, убежден колумнист Milliyet (27.10). И в первую очередь это относится к отношениям Москвы с Рабочей партией Курдистана (РПК) и Партией «Демократический союз» (PYD). В ходе своего выступления на заседании клуба «Валдай» президент Путин отметил необходимость объединения сил сирийской армии и курдов, а это, по выражению автора, напоминает о том «исключительном вкладе», который Хафез Асад (Hafız Esad) и советские власти внесли в создание, идеологическую основу и военную мощь РПК. В результате она стала «самой преданной просоветской организацией» и не вошла в российский список террористических организаций. Подчеркивается, что советская, российская разведка всегда, даже после холодной войны, скрыто влияла на эту организацию.
О «давней поддержке РПК со стороны России и Сирии» говорит и Yeni Çağ (31.10), делая вывод, что Турции следует крайне осторожно действовать в сирийском вопросе.
В статье под названием «Проворная PYD» Yeni Şafak (29.10) недоумевает, как этой курдской организации удается, с одной стороны, сигнализировать России о готовности углублять сотрудничество с ней, а с другой — вызывать и подогревать интерес к себе со стороны США. PYD желает с выгодой для себя воспользоваться тем, что две эти крупные силы, рассматривающие курдов как эффективный элемент борьбы с ИГИЛ на земле, конкурируют друг с другом в Сирии, пишет газета.
Тем не менее, конкуренция США и России — это не только новые возможности, но и ряд проблем для PYD, замечает издание. Так, например, Россия настаивает на том, что в борьбе с ИГИЛ PYD должна сотрудничать с режимом Асада, и призывает курдов вести боевые действия в Сирии на стороне сирийского режима. При этом подразумевается, что в обмен на эффективные российские вооружения курдам следует открыть новый фронт против сирийской оппозиции и облегчить наземные операции сирийского режима. Вместе с тем, если PYD будет сотрудничать с режимом Асада, это, скорее всего, приведет к полной утрате США доверия к этой организации.
Журналист Milliyet (28.10) констатирует обострение разногласий между Москвой и Анкарой после «военного вмешательства» России в САР. В то время как Турция продолжает настаивать на решении сирийского вопроса «без Асада», Россия использует всю свою военную и дипломатическую силу, чтобы сохранить дамасский режим. Кроме того, Россия идет на сотрудничество с PYD, соглашаясь на открытие этой силой представительства в Москве.
Но, убежден колумнист, резкие выпады, которые позволили себе турецкие политики в адрес России, воспользовавшись предвыборной атмосферой в Турции, — не выход. В частности, президент Турции Эрдоган раскритиковал Москву за «прием с красной ковровой дорожкой кровожадного диктатора Асада», и такое заявление было сделано как раз в тот момент, когда в Вене состоялась встреча глав МИД России, США, Саудовской Аравии и Турции с целью поиска политического решения сирийской проблемы. По мнению автора, резкая риторика не внесет какого-либо позитивного вклада ни в дипломатические шаги по сирийскому вопросу, ни в развитие двусторонних отношений России и Турции.
Согласно Radikal (28.10), «антиасадовский фронт» стремится убедить Россию в необходимости ухода Асада с поста президента по окончании переходного процесса в Сирии. Но Россия не согласится на этот план, сетует издание, поскольку даже если Москва попытается убедить Асада, она может потерять контроль над новым сирийским лидером. Кроме того, Иран и Россия полагают, что сирийский режим зиждется на очень «чувствительном» балансе, и в случае ухода Асада он полностью падет. Тогда ИГИЛ окрепнет, страна станет неуправляемой, а Москва и Тегеран потеряют сферы своего влияния.
СМИ также комментировали итоги встречи глав МИД ряда государств по сирийскому вопросу, которая состоялась 30 октября в Вене. Особое внимание издания обратили на состав ее участников. За одним столом в австрийской столице соберутся страны, у которых общая цель — мир в Сирии, но разные и даже прямо противоположные взгляды на то, как его обеспечить, отмечает Milliyet (30.10). Подчеркивается, что на венском саммите по Сирии нет Сирии (Milli gazete, 30.10), но есть Иран, несмотря на возражения Саудовской Аравии, и Египет, несмотря на возражения Турции (Cumhuriyet, 30.10).
По итогам этого мероприятия Star (30.10) пришла к выводу: Турция, США и Россия не смогли договориться по поводу Асада. По выражению Dünya (30.10), дипломаты так и не достигли договоренности о месте Асада в будущем Сирии, хотя и отметили определенный прогресс в этом переговорном процессе.
Турция обратилась в международный арбитраж с иском против России из-за отсутствия соглашения о скидке на российский природный газ, сообщают издания (Radikal, 27.10; Habertürk, 27.10). Между Турцией и Россией, которые расходятся в политике по сирийскому вопросу в период приостановки реализации проекта «Турецкий поток», вспыхнул газовый кризис, констатирует Vatan (28.10).
Этот шаг Турции заставил Россию «дать задний ход», замечает Star (28.10), приводя заявление официального представителя «Газпрома» Сергея Куприянова о том, что подача иска в арбитраж — один из вариантов, предусмотренных контрактом, но вопрос может быть решен и в досудебном порядке.
Согласно Hürriyet (29.10), обращение в международный арбитраж еще никогда не было предпочтительным методом в российско-турецких переговорах о газе, но «желание России использовать скидку на газ в качестве козыря для торга по “Турецкому потоку”, вынудило Турцию сделать это».
Со ссылкой на мнение экспертов издание отмечает: на решение Анкары подать иск против России могло повлиять то, что с вмешательством в САР Москва стала «соседом Турции не только на севере, но и на юге» и начала вместе с Ираном «реанимировать» режим Асада. Тем не менее, отношения двух стран носят многоплановый характер, и Россия и Турция зависят друг от друга по многим направлениям. Будущее российско-турецких отношений определят Сирия, «Турецкий поток», АЭС «Аккую», товарооборот в 100 миллиардов долларов, санкции, НАТО, место двух стран в новой «большой игре».
Для колумниста Habertürk (28.10) начало Турцией арбитражных процедур против России было ожидаемым шагом. В то же время Турция, обладавшая правом подать иск уже с июня этого года, до настоящего момента не пользовалась им, отдавая предпочтение переговорам и надеясь, что Россия перестанет использовать цену на газ как элемент торга с Турцией по проекту «Турецкий поток».
Вместе с тем, отмечает журналист, отношения между Турцией и Россией не ограничиваются только скидкой на природный газ и проектом строительства газопровода «Турецкий поток». Очень скоро Россия и Турция сблизятся друг с другом и в политике на Ближнем Востоке, убежден автор, и поэтому, скорее всего, спор о скидке на природный газ будет решен не в суде, а в ходе предварительных переговоров между двумя странами.
Такой же точки зрения придерживается издание Yeni Asya (1.11), приводя мнение экспертов, считающих, что российско-турецкий спор о цене на природный газ будет решен в досудебном порядке, а BOTAŞ и «Газпром» договорятся о скидке еще до того, как завершится этот арбитражный процесс.
В последнее время Турция берет курс на «путинизацию», полагает автор статьи в Cumhuriyet (29.10). По мнению колумниста, это такой стиль правления, для которого характерна монополизация государственной власти, авторитарность, нагнетание страхов внутри страны, фальсификация выборов и подавление инакомыслия. Низкий интерес к выборам со стороны населения, а также отсутствие веры в то, что в результате выборов власть изменится, придает «путинизму» образ заручившегося общественной поддержкой режима, пишет журналист.
Рука России, преследующей экспансионистскую политику, а также пытающейся повысить свое влияние на обширных территориях — от Украины до Прибалтики, от Сирии до Балкан — нависла и над Черногорией, отмечает Milliyet (30.10). На этом фоне, сообщает издание, высказываются предположения о том, что Москва играет активную роль и в «антиправительственных» протестах в Черногории, которые, на самом деле, направлены против сближения этой страны с НАТО.