В Иране соперничество между Востоком и Западом будет идти вечно! Несмотря на то, что после иранской революции 1979 года в качестве внешнеполитической основы Исламской Республики в конституции закрепили принцип «ни Восток, ни Запад» (то есть отказ от следования политике СССР или США), год за годом мы видим, что при любом удобном случае между двумя мировыми центрами вновь разгорается исторический спор из-за господства в Иране.
С давних пор влияние Востока и Запада (тогда еще в лице Российской Империи и Великобритании) было одним из первостепенных вопросов внешней политики Ирана и все время создавало для иранских правителей массу проблем. Ради противостояния данному влиянию внешнеполитический баланс государства постоянно менялся, но полностью интересам самого Ирана они никогда не отвечал.
С победой Исламской революции и разработкой теории «ни Восток, ни Запад» сфера активности обоих спектров резко сократилась. Тем не менее некоторые внутренние агенты иностранных держав, которых раньше было принято называть англофилами или русофилами, охотно согласились взяться за старое и развернули деятельность внутри страны.
Вполне понятно, для чего западные страны стремятся заполучить влияние в Иране, и нет никакой необходимости снова объяснять это. Именно по этой причине Духовный лидер Исламской Республики много раз предупреждал об опасности влияния со стороны Запада и, в частности, Америки. Иранцы должны быть бдительны к воздействию этой страны во всех сферах государственной жизни.
Вместе с тем русские действуют в этом направлении немного более скрытно и даже тайно. Еще со времен Петра Великого одной из целей России является доступ к теплым водам. В наши дни русские, используя разные приемы экономического и политического характера, добиваются в Иране самых разных целей, в том числе и тех, которые связаны с их безопасностью.
После Исламской революции русские, если оценивать их отношения с Ираном в целом, проявили себя не с самой лучшей стороны. Иранцы много раз становились свидетелями того, что российская сторона действует вопреки данным ею обещаниям. Проект строительства атомной электростанции в Бушере, поставки зенитно-ракетного комплекса С-300 и многое другое — все это доказало ненадежность русских в плане выполнения собственных обязательств.
Однако на фоне переговоров по ядерной проблеме Ирана и подписания соглашения, которого все ждали больше одного года, в СМИ поступает множество сообщений о заключении между Москвой и Тегераном контракта на своповые поставки иранской нефти, сумма которого, по сообщению некоторых информагентств, составляет 70 миллиардов евро. В конечном итоге слухи об этом контракте подтвердились, и на 11-м заседании совместного российско-иранского экономического совета был подписан документ об экономическом сотрудничестве между двумя странами на сумму 70 миллиардов евро.
Обсуждая это событие, некоторые аналитики пришли к мнению о том, что после введения Соединенными Штатами и западными странами нефтяных санкций против России и Ирана государства, имеющие колоссальные запасы углеводородов, могут начать друг с другом торгово-экономическое сотрудничество, которое в состоянии обеспечить хозяйственное развитие РФ и ИРИ на фоне навязанных санкций.
Между тем исторический опыт показал, что Россия предпочитает лавировать между Ираном и Западом, получая прибыль то от первого, то от второго. Конечно, такое отношение русские демонстрируют не только к Ирану. Двумя другими примерами аналогичной политики России являются Ирак и Ливия.
Например, в ходе сирийского кризиса Тегеран постоянно защищал позицию Москвы. Несмотря на это, некоторое время тому назад министры иностранных дел США, России, Турции и Саудовской Аравии встретились за столом переговоров, чтобы обсудить ситуацию в Сирии, но при этом забыли пригласить представителя Ирана. На Венской конференции Россия даже не удосужилась заявить о своем протесте по этому поводу.
Таким образом, вполне ясно, что даже в сфере политики и безопасности русских нельзя считать надежными партнерами. В качестве другого подтверждения данной точки зрения можно привести ситуацию с поставкой Ирану российского зенитно-ракетного комплекса. Сами американцы многократно заявляли о том, что продажа ЗРК С-300 не противоречит предписаниям Совета Безопасности ООН, в частности резолюции № 1929. Тем не менее до сих пор - даже на фоне заключения ядерного соглашения - российская сторона так и не заявила о готовности поставить Ирану этот ракетный комплекс.
Теперь перейдем к вопросу о поставках нефти в обмен на продовольствие. С начала обсуждения вопроса до заключении контракта между Россией и Ираном о своповых поставках прошел год. Уже казалось, что проект канул в Лету. Однако на днях поступило сообщение о подписании нового двухстороннего договора на сумму в 40 миллиардов долларов.
Совсем недавно Иран посетил российский министр энергетики. Александр Новак прилетел во главе целой делегации из представителей экономических кругов и нефтяного сектора России общей численностью 40 человек — и все ради встречи с рядом высокопоставленных чиновников Исламской Республики. В общении с журналистами министр сообщил о готовности Москвы и Тегерана инвестировать в совместные проекты от 35 до 40 миллиардов долларов. 20 октября в ходе интервью новостному телеканалу «Россия 24» Новак заявил: «В результате переговоров с иранскими официальными лицами мы договорились по поводу целого комплекса проектов».
Министр энергетики подчеркнул, что многомиллиардные проекты, которые Россия и Иран должны совместно воплотить в жизнь, не ограничены лишь одним годом, есть и многолетние инициативы. В частности, стороны договорились о строительстве совместной железнодорожной ветки на сумму пять миллиардов долларов. В Иране также должна пройти модернизация тепловых электростанций на сумму порядка шести миллиардов долларов. Кроме того, существует договоренность о нескольких других проектах на ту же сумму, подрядчиком которых должен выступить российский государственный нефтяной концерн «Зарубежнефть». Одновременно с этим иранская сторона представила российским коллегам список из 21 проекта, в который вошло развитие транспортной логистики на сумму в 25 миллиардов долларов.
Как бы то ни было, следует учесть, что даже после отмены введенных против Ирана санкций, когда самые разные компании начнут конкуренцию за долю на иранском рынке, Восток и Запад будут и дальше решать проблемы других стран путем вмешательства в их внутренние дела. Они не позволят никакому государству или иностранной компании создавать условия для собственного влияния в Иране.