Воскресенье, 1 ноября, программа «Время» — главная вечерняя информационная передача на российском «первом канале», то есть главной путинской станции. Речь идет (что неудивительно) практически только о трагедии на Синайском полуострове — загадочном крушении российского пассажирского самолета. И вдруг ведущая говорит: сейчас самое важное — провести абсолютно прозрачное расследование причин крушения, как это было со смоленской катастрофой, когда самые детальные сведения, касающиеся изучения причин разрушения машины с польской делегацией на борту, сообщались как международным экспертам, так и общественности.
Минут через 15 практически та же фраза прозвучала в видеоролике из уст выступавшего в качестве эксперта пилота российских самолетов Airbus Владислава Михайлова!
Скажу честно, такой «вброс» понять нелегко. Возможно, двоемыслие российских чиновников и пропагандистов вышло на новый уровень. И они на самом деле считают, что российское следствие по смоленскому делу было таким блистательным и образцовым, что сейчас его можно демонстрировать египтянам в качестве примера того, как страна, в которой произошла катастрофа, должна сотрудничать со страной, которой принадлежал разбившийся лайнер?...
Один мой коллега, который хорошо знает Россию, полагает, что они лгут по привычке. Если они будут повторять, что это следствие было прозрачным и открытым для поляков, благодаря повторам оно таковым станет, думают они. Однако у такой интерпретации есть одно слабое место: российская пропаганда не повторяла никаких тезисов о Смоленске (в том числе о российском следствии), наоборот: она не первый год упорно на эту тему молчит. Или она теперь перестанет молчать? А смоленский мотив начнет возвращаться, чтобы спровоцировать новое польское руководство и дать пищу старой российской пропаганде, которая начнет со свежими силами продвигать на Западе образ Польши как страны, охваченной иррациональной русофобией, а поэтому не подходящей на роль участника формирования восточной политики того самого Запада?...
Или (такое возможно даже в России) это была просто случайность? Сначала пилот Михайлов просто сказал такую фразу на камеру, а потом кому-то из редакторов она понравилась, и он вписал ее в текст ведущей? И если бы мой текст на портале wPolityce.pl прочел пилот или ведущая, они бы совершенно и искренне не поняли, что мы имеем в виду? Почему мы ищем нечто важное в такой невинной (и для них, к сожалению, очевидной) фразе?..
Скажу честно, я сам не знаю. Но этот эпизод стоит запомнить. Либо это предвещает начало какой-то новой игры Кремля со смоленской темой, либо это печальный пример того, насколько сильно российская пропаганда смогла исказить представление россиян о реальности.