Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
СМИ Скандинавии: «Катастрофа над Синаем вызывает много вопросов»

СМИ Скандинавии о России, 27 октября — 02 ноября

© flickr.com / mallolНорвежская газеа Aftenposten
Норвежская газеа Aftenposten
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
СМИ Скандинавии и Финляндии, как и весь мир, пишут о крушении российского самолета над Синайским полуостровом. Однако в основном их интересуют местные проблемы, например, миграционный кризис. Последними данными о количестве беженцев, пересекающих границу России с Норвегией, заполнены все издания страны. Пресса Швеции также не прошла мимо концерта пианистки Лисицы.

Крушение российского самолета в небе над Синайским полуостровом стало темой для целого ряда статей в СМИ Скандинавии и Финляндии, авторы которых задают себе и читателям много вопросов и даже дают некоторые ответы: «Это чартер типа „летающий гроб“ или бомба террористов? Авиакатастрофа поставила Кремль в тяжелое положение — Владимир Путин совершенно не появляется на публике. Независимо от причин, авиакатастрофа будет иметь политические последствия» (Jyllands-Posten, 03.11). «Вполне возможно, что российский самолет взорвали или сбили террористы», считает известный исландский блоггер einarbb.blog.is (02.11). Помимо собственно причин этого происшествия, скандинавские СМИ интересует, «насколько безопасны российские авиакомпании» (NRK, 01.11) и «куда исчез президент Путин», который «со времени катастрофы российского самолета над Синайским полуостровом не появлялся на публике» (Expressen, 01.11). Шведский «специалист по России» Гуннар Юханссон (Gunnar Johansson) в связи с этим вспоминает затонувшую в 2000 году подводную лодку «Курск»: «Тогда Путина тоже не было видно, и это стоило ему доверия жителей Мурманской области». Эксперт приводит противоположный пример — авиакатастрофу 2011 года, в которой погибла хоккейная команда «Локомотив»: «Путин, в то время премьер-министр, внезапно появился на публике в темном костюме и простой черной рубашке без галстука; он постоял у каждого гроба и положил гвоздики — он был один из множества скорбящих» (Expressen, 01.11).

Миграционный кризис по-прежнему не сходит со страниц СМИ. Газеты Норвегии приводят новые цифры: «Почти 800 беженцев за неделю» (Folkebladet, 02.11). «Однако узнав, что, не получив убежища, им придется возвращаться в Афганистан, ...разочарованные беженцы едут на велосипедах обратно в Россию». Из этого норвежские власти заключают, что «в России им, по-видимому, говорили, что в Норвегии всем сразу же предоставляют убежище» (NRK, 01.11). Даже в соседней Финляндии пишут о том, что «уже полторы тысячи сирийцев пересекли на велосипедах границу Норвегии с Россией» (Hufvudstadsbladet, 27.10). Одновременно «все больше беженцев переходит границу России с Финляндией, хотя и не так много, как с Норвегией» (NRK, 03.11). Когда поступили сведения о том, что «Россия задерживает направляющихся в Европу беженцев, не имеющих шенгенских виз» (Dagbladet, 30.10), это тоже не вызвало одобрения: «Российский ОМОН держит 1000 беженцев в очереди на морозе!» (NRK, 30.10). Беженцы, объясняя свое появление в Скандинавии, говорят, что «здесь к нам относятся, как к людям!» (Bergens Tidende, 03.11), а вот «российские пограничники требуют взятки» (Romsdals Budstikke, 30.10). У редактора быстро набирающего популярность интернет-ресурса Independent Barents Observer Томаса Нильсена (Thomas Nielsen) — собственная версия: «Поток беженцев — это провокация России. Мы — только пешки в большой политической игре!» (Ritzau, 30.10; Hegnar Online, 30.10; NRK, 29.10).

В свете циркулирующих слухов о том, что «российские власти хотят сами отвезти беженцев в Норвегию» (Aftenbladet, 31.10), власти Норвегии могут пойти на то, чтобы «закрыть границу с Россией», однако местные эксперты, в частности преподаватель университета Нордланда Ян Мети (Jan Methi) предостерегают против такого развития событий: «Это типичная реакция — когда кто-то не справляется сам, он ищет решения на стороне. Но закрытие границы будет означать прекращение любых контактов, в том числе и научных, а именно такие контакты укрепляют сотрудничество и мир» (NRK, 03.11). Того же мнения придерживается норвежский предприниматель Грегер Маннсверк (Greger Mannsverk): «Закрытие границы — это катастрофа!» (NRK, 29.10; Hegnar Online, 29.10). Новый мэр Киркенеса — активист Совета Баренцево-Евроарктического региона Руне Рафаэльсен (Rune Rafaelsen), известный как «красный Руне» — «призывает премьер-министров Норвегии и России принять меры в связи с миграционным кризисом» (Independent Barents Observer, 03.11). Партия Левых социалистов также «за диалог с Россией по вопросу о беженцах» (ABC Nyheter, 31.10). Проблема беженцев «доминировала и на ежегодном заседании Северного Совета» в Рейкьявике (Hufvudstadsbladet, 02.11).

«Профсоюзная организация Норвегии просит правительство способствовать отмене санкций против России», сообщает Dagens Næringsliv (03.11), причем к этой просьбе присоединился и глава банковского концерна Sparebank1 Ян-Фроде Даниельсен (Jan-Frode Danielsen): «Для развития экономики страны мы хотели бы нормализации отношений с Россией».

Выступление пианистки Валентины Лисицы в Норрчёпинге (Швеция) сопровождалось большим скандалом. Местная пресса предприняла все возможное, чтобы сорвать концерт, назвав ее «талантливым музыкальным троллем» (Norrköpings Tidningar, 29.10) «на службе у Путина» (Eskilstuna-Kuriren, 29.10) и пообещав «не рецензировать концерт в Норрчёпинге» (Sveriges Radio, 29.10). «Общество молодых украинцев» направило протест руководству оркестра (Norrköpings Tidningar, 29.10). Редактор Norrköpings Tidningar (26.10) Матс Гранберг (Mats Granberg) возмутился тем, что «симфонический оркестр Норрчёпинга разделяет музыку и политику и думает, что все нормально, если Лисица будет только играть на рояле и держать язык за зубами!». Читатели, представившиеся российскими гражданами, также не стеснялись в выражениях. «Лисица — это мегафон Кремля», пишет в комментариях читатель Олег Межуев. Начав с «я не допущу, чтобы Лисица агитировала за Путина в Швеции!», он быстро перешел к тому, что «дорогие соотечественники, мы должны объединиться против Путлера!.. Достаточно того, что он посылает русских солдат на войну против Украины!» (Norrköpings Tidningar, 27.10).

Тем не менее директор оркестра Карин Верес (Karin Veres) решила не отменять концерт, объяснив свою позицию тем, что «наше приглашение целиком и полностью основано на профессионализме Валентины Лисицы как музыканта», а глава местного совета Ларс Шернквист (Lars Stjernkvist) заявил: «У нас в Норрчёпинге нет цензуры. Мы живем в демократическом обществе, где каждый наделен правом на свободу слова» (Eskilstuna-Kuriren, 29.10). Глава общества «Анли-Майдан» Горан Бранкович (Goran Brankovic) опубликовал статью под названием «Не стреляйте в пианистку!» (Norrköpings Tidningar, 27.10). Читатель из Кристиансанда в письме в редакцию, отметив, что «канадский ПЕН-клуб резко осудил оркестр Торонто за оказанное им давление на Валентину Лисицу», предлагает журналистам Norrköpings tidningar, «обвиняющим пианистку в том, что она ненавидит весь мир, посмотреть лучше на себя!» (Norra Västerbotten, 01.11).