Итоги парламентских выборов 1 ноября в Турции и то, что Партия справедливости и развития (ПСР) наконец сможет в одиночку сформировать правительство, позитивно отразится на российско-турецких отношениях, полагает экономист Фонда политических, экономических и социальных исследований (SETA), профессор Эрдал Танас Карагёль (Erdal Tanas Karagöl) (Bugün, 2.11). Во-первых, Россия станет уделять больше внимания своим отношениям с Турцией, нежели в последние пять — шесть месяцев, и, возможно, введет скидку на природный газ для Турции еще до того, как международный арбитраж вынесет решение по иску, недавно поданному BOTAŞ против «Газпрома». Во-вторых, можно ожидать более скорого претворения в жизнь проекта «Турецкий поток», реализация которого в последнее время откладывалась на том основании, что в Турции не создано правительство.
Издание также приводит мнения зарубежных экспертов, представляющих Брукингский институт и Институт Центральной Азии и Кавказа Ричарда Каузлариха (Richard Kauzlarich) и Гарета Дженкинса (Gareth Jenkins). Отмечается, что политическая стабильность в Турции усилит ее позиции в торге с Россией в области энергетики, а убедительная победа ПСР на прошедших выборах поспособствует реализации проекта «Турецкий поток».
СМИ сообщили о телефонных переговорах, которые состоялись между президентами Владимиром Путиным и Реджепом Эрдоганом на прошлой неделе. С победой ПСР на выборах 1 ноября Путин поздравил Эрдогана, а не лидера партии Ахмета Давутоглу, пишет Yeni Asya (4.11), кроме того, лидеры двух стран обсудили сирийский кризис и сошлись во мнении о необходимости продолжения политического диалога.
Star (4.11) обращает внимание на тот факт, что переговоры Эрдогана и Путина состоялись после заявления российского лидера, что «положение Асада не имеет значения для нового процесса в Сирии».
Телефонная беседа Путина и Эрдогана — не просто «протокольные» поздравления по случаю победы ПСР на выборах 1 ноября, убежден колумнист Yeni Şafak (7.11). Ведь, помимо успеха ПСР на выборах, лидеры говорили о Сирии и крушении российского пассажирского самолета на Синае, отмечает автор. Приоритетной задачей для обеих стран, по словам журналиста, является преодоление «чувствительного» периода, который Москва и Анкара переживают по причине Сирии, что может произойти, в том числе, благодаря личным отношениям, сложившимся между Путиным и Эрдоганом.
Эрдоган и Путин решат спор о цене на газ между Турцией и Россией, полагает Аднан Шен (Adnan Şen), директор компании Bosphorus Gaz, которая сотрудничает с «Газпромом» в области поставок природного газа в Турцию (Habertürk, 8.11). Отмечается, что Россия продает Турции газ с 1986 года, и за это время обращение в арбитраж происходит впервые.
Стороны вполне могут достичь соглашения о скидке на российский газ для Турции в размере 10,25% в досудебном порядке, заключает колумнист Habertürk (5.11), ссылаясь на точку зрения неназванных источников, приближенных к энергетическому ведомству Турции.
Близкие отношения, существующие между Эрдоганом и Путиным, позволят Турции сыграть роль моста между Западом и Россией в условиях «новой холодной войны», считает заместитель директора Института международных стратегических исследований (USAK), профессор Камер Касым (Kamer Kasım) (Akşam, 5.11). В этой связи отмечается, что независимые от Запада экономические отношения Турции и России отвечают интересам и США, которые, в конце концов, вынуждены сотрудничать с Россией в сирийском вопросе, и Европы, которая нуждается во взаимодействии с Россией.
После выборов 1 ноября Россия и США предприняли шаги, направленные на снижение напряженности с Турцией, прежде всего по сирийскому вопросу, пишет Star (6.11). Россия сделала важное заявление по поводу инцидента, связанного с нарушением российскими самолетами турецкого воздушного пространства. Согласно главнокомандующему Воздушно-космическими силами России Виктору Бондареву, истребитель вынужден был совершить маневр, чтобы избежать перехвата, и ненадолго зашел в турецкое воздушное пространство, что Россия честно и признала. США, в свою очередь, заявили, что больше не будут поставлять оружие «Отрядам народной самообороны» (YPG, военное крыло Партии «Демократический союз» (PYD), сирийского ответвления террористической организации Рабочей партии Курдистана).
По мнению Dünya (4.11), позиция России по сирийскому вопросу указывает на наличие расхождений во взглядах с Ираном — еще одним союзником Дамаска. МИД РФ заявил, что сохранение президента Сирии у власти уже не является принципиальным моментом. Кроме того, командующий КСИР Ирана Мухаммад Али Джафари (Muhammed Ali Jafari) намекнул на то, что Тегеран больше Москвы желает сохранить Асада: «Россия может не придавать значения тому, останется Асад у власти или нет, но мы придаем... Мы не можем назвать никого, кто мог бы занять его место».
В то же время, по мнению не называемого изданием высокопоставленного чиновника, не нужно заострять внимание на заявлениях России и Ирана об Асаде. У Москвы и Тегерана сохраняется единый взгляд на эту проблему: решить, кто будет президентом Сирии, должен сирийский народ.
Колумнист Yeni Çağ (5.11) продолжает анализировать причины воздушной операции России в Сирии. В этой связи автор отмечает, что Россия может быть нацелена на то, чтобы поддержать Асада; уничтожить ИГИЛ и чеченских боевиков, которые со временем могут быть использованы против России на Кавказе; получить военную базу в Средиземноморье; дать следующий сигнал таким враждебно настроенным к Асаду странам, как США и Турция: «Не заходите слишком далеко».
«До вмешательства России сирийское приключение Турции представляло собой уравнение с гораздо меньшим числом переменных», — пишет журналист Radikal (5.11), отмечая, что теперь Турция не может не обращать внимания на последствия, которыми ее действия применительно к Сирии могут обернуться для российско-турецких отношений. Важно при этом избегать подхода, который сводит данный вопрос только к двусторонним связям государств или рассматривает его исключительно в торговом, экономическом, энергетическом измерении. Автор убежден, что проблему нужно анализировать в более общем плане, в контексте региональных балансов в Евразии и на Ближнем Востоке, где Турция и Россия должны сохранять «единый взгляд на борьбу с терроризмом».
Комментируя падение российского пассажирского самолета на Синае, турецкие наблюдатели с опорой на американские и британские источники были склонны придерживаться той версии, что причиной крушения лайнера был теракт ИГИЛ, египетское крыло которого взяло на себя ответственность за произошедшее. В этой связи Radikal (5.11) допускает, что внутри самолета заранее могло быть размещено взрывчатое вещество, или на борту лайнера мог находиться террорист-смертник. «Может быть, крушение российского пассажирского самолета на Синае — начало расплаты России за вмешательство в Сирию?» — задается вопросом издание.
По мнению журналиста Milliyet (6.11), ИГИЛ рассчитывало одним выстрелом убить двух зайцев: поквитаться с Россией из-за ее операции в Сирии и ударить по туризму — источнику жизненной силы египетской экономики.
Информируя о приостановке Москвой полетов в Египет, Milliyet (8.11) отмечает, что проданные российскими туроператорами путевки в Египет предложили заменить на поездку в Анталью, причем без взимания дополнительной платы, несмотря на то, что, как подчеркивает издание, отдых на этом турецком курорте обходится дороже. В то же время сообщают, что поехать в Турцию вместо Египта согласились только 20-30% пассажиров, большая же часть россиян предпочла отложить поездку или получить уплаченные деньги обратно.
По причине украинского кризиса, санкций, резкого падения цен на нефть и ряда геополитических факторов экспорт Турции в Россию продолжает сокращаться, сообщает Yeni Asya (2.11). Если в октябре 2014 года этот показатель был равен 492 миллионам долларов, то в октябре 2015 года — 361 миллиону, сокращение составило 27%. В первые десять месяцев 2015 года экспорт Турции в Россию составил 3,1 миллиарда долларов против 5,7 миллиарда в 2014 году.
Как сообщает Dünya (4.11), по случаю Дня народного единства в России президент Путин вручил государственные награды гражданам девяти зарубежных государств, внесших вклад в развитие мира, дружбы, сотрудничества и взаимопонимания в отношениях с Россией. Награды был удостоен и Салих Капусуз (Salih Kapusuz), бывший председатель парламентской группы дружбы с Россией в Великом национальном собрании Турции. Капусуз отметил, что эта награда является свидетельством отношений любви, дружбы и братства между народами России и Турции, опирающихся на многовековой исторический фундамент.