Российский патриарх считает, что с критикой Сталина необходимо покончить. В конце прошлой недели, явно намекая на советского лидера 1930-х годов, Кирилл отметил, что «успехи того или иного государственного руководителя, который стоял у истоков такого рода возрождения и модернизации страны, нельзя подвергать сомнению, даже если этот руководитель отмечен злодействами».
Иначе говоря, он попросту списывает десятки миллионов советских граждан, которых убили в лагерях, заморили искусственно устроенным голодом или же расстреляли в ходе масштабных чисток. 15 лет тому назад это подняло бы целую бурю. Особенно среди обескровленного Сталиным православного духовенства.
Тем не менее сейчас эти слова второго патриарха постсоветской России прошли совершенно гладко, вызвав возмущение разве что среди оппозиции.
Патриотические силы
По мнению публициста Александра Невзорова, Кирилл является частью обскурантистского течения, которое в настоящий момент определяет дух времени в России или, по меньшей мере, ее официальную идеологию. Политолог Станислав Белковский, в свою очередь, отмечает, что это заявление полностью дискредитирует патриархат как институт, напоминая, что после упразднения в 1917 году он был возрожден Сталиным в 1943 году в попытке объединить все патриотические силы против Гитлера.
В РПЦ существует небольшое ультраконсервативное и националистическое течение, которое пыталось причислить Сталина к лику святых, однако за подобные высказывания священников наказывали. Еще этим летом митрополит Илларион (один из самых известных в СМИ представителей церкви) сравнивал Сталина с Гитлером и называл его «чудовищем».
Невероятный поворот
Произошедшее похоже на резкий поворот, но, если верить журналисту Андрею Архангельскому, оно им не является: до настоящего момента церковь была последним оплотом власти, который вел себя непримиримо по отношению к сталинским репрессиям, но Кирилл, как влиятельный человек и политик, посчитал себя обязанным следовать актуальному канону.
Его слова не сотрясли православие, но это, наверное, потому, что он не скрывает, что стоит на службе государства. Патриарх следует за Владимиром Путиным, который ловко залечивает раны кровавой гражданской войны «красных» и «белых». В начале своего правления ему удалось сблизить российское православное духовенство за границей (оно осталось верным «белым») с Московским патриархатом. До 2000-х годов служителей РПЦ называли за границей агентами КГБ из-за их сотрудничества с советским режимом.
В своих заявлениях об истории Путин также прославляет и достижения СССР, и наследие царизма. Чтобы как можно сильнее сплотить российское общество вокруг национального лидера.