Atlantico: В понедельник The Wall Street Journal сообщила, что в рамках прошедшего в выходные Форума национальной обороны им. Рейгана высокопоставленные представители американской армии предложили отправить больше войск в Европу. Вооруженные силы США расширяют присутствие в Восточной Европе, чтобы создать ресурсы для возможного военного вмешательства против России. Есть ли причины опасаться вооруженного конфликта в Европе в ближайшие месяцы?
Гийом Лаган: Эта новость свидетельствует о новом усилении напряженности в Европе. Произошло это после аннексии Крыма Россией в 2014 году и появлении на Украине российских войск. Пока риск вооруженной конфронтации США и России очень мал. Тем не менее нынешняя обстановка опаснее той, что была на протяжение последних двух десятилетий.
Положение дел в Европе ставит под вопрос начатый администрацией Обамы поворот в политике. Речь шла о передислокации американских сил из Европы и Ближнего Востока в Азию, так как именно там, по мнению США, находятся их ключевые интересы. Сложившаяся из-за России обстановка на Украине и ее вмешательство в Сирии подталкивают США к пересмотру этой стратегии и в целом консенсуса, сформировавшегося после холодной войны.
— Какие силы уже развернуты в Европе? В каких географических зонах?
— Со времен создания НАТО в 1949 году у США неизменно имелся значительный контингент в Европе (300 000 человек в 1991 году). Сейчас в Европе находятся 60 000 американских солдат, главным образом на севере (Германия, Англия и Дания) и на юге (Испания, Италия, Греция и Турция).
В 2014 году было выдвинуто предложение разместить 5 000 солдат в бывших странах Варшавского договора, чтобы заверить их во внимании Америки к Европе. США стремятся таким образом изолировать Россию, создать вокруг нее нечто вроде «санитарного кордона». Тем не менее развернутые контингенты невелики, потому что американской армии приходится иметь дело с сокращением бюджета и штата, а ей еще нужно охватить другие территории (Сирия, Ирак, Африка...).
Кроме того, нужно найти подходящую тактику противодействия «скрытой войне», которую могла бы начать Россия, как на Украине.
— Как понимать военную тактику Америки?
— США стремятся реализовать новую стратегию сдерживания России. Они не пытаются выдавить с Украины находящиеся там российские войска. Администрация Обамы неизменно старается воздерживаться от новых военных вмешательств, как мы это видели в Сирии в 2013 году.
Как бы то ни было, в нынешней ситуации американцам все же нужно показать свое присутствие союзникам. Развертыванием войск США показывают приверженность статье 5 НАТО и говорят, что в случае кризиса окажут помощь союзникам. Тем не менее такая поддержка едва ли может сыграть решающую роль при возникновении в каком-нибудь прибалтийском государстве восстания при поддержке Москвы.
— Какой реакции следует ждать от Владимира Путина?
— С точки зрения Путина, это развертывание подтверждает его восприятие ситуации, которое российская пропаганда распространяет в народе. Запад — враг, а США стремятся изолировать Россию, создав зону влияния вокруг ее границ и грозя Москве со всех сторон.
Таким образом, расширение американского присутствия может подтолкнуть Путина к наращиванию собственных военных ресурсов, которые и так уже увеличились на 50% за последние 10 лет. Российская армия насчитывает 700 000 человек, но эта цифра не имеет такого значения, как ее операционные и технические возможности. Возможной реакцией могло бы стать развертывание тактического ядерного оружия.
В то же время такие действия Пентагона на фоне стремления Госдепартамента развивать с Россией диалог, чтобы заручиться ее поддержкой в Сирии, подталкивают Путина к тому, чтобы вести себя осторожнее. Российские силы сейчас задействованы на Украине и в Сирии, а экономика переживает спад из-за обвала цен на нефть и санкций.
Поэтому создание кризисов в странах, которые пользуются поддержкой США, могло бы дорого обойтись России и даже потенциально привести к прямой конфронтации двух стран.
Гийом Лаган, специалист по оборонным вопросам, сотрудник парижского Института политических исследований.