Миграционный кризис — самая горячая тема на севере Европы. Правительство Норвегии уже «готовится перекрыть границу с Россией, чтобы остановить поток беженцев». Глава приграничной области Сёр-Варангер (Sør-Varangers) Руне Рафаэльсен (Rune Rafaelsen) предупреждает, что пограничный переход Стурскуг (Storskog) «скоро превратится в арктическую Лампедузу» (ABC Nyheter, 06.11; Sveriges Radio, 10.11). Премьер-министр Эрна Сульберг (Erna Solberg) предлагает «не возвращать афганских беженцев в Россию, а отправлять их прямо в Кабул, это станет важным сигналом» (Dagbladet, 08.11). Лидер центристской партии Трюгве Слагсвольд Ведум (Trygve Slagsvold Vedum) указывает на то, что «миграционный кризис касается не только Норвегии..., нужно ввести более строгий пограничный контроль, по крайней мере, на границах Шенгенской зоны и России». Министр юстиции Андерс Анундсен (Anders Anundsen) сообщает о «диалоге с российской стороной», который «пока не дал результатов». Лидер Рабочей партии Йонас Гар Стёре (Jonas Gahr Støre), много лет занимавший пост министра иностранных дел, отмечает, что «этот поток беженцев — нарушение обычной процедуры пересечения границы с российской стороны, долго так не может продолжаться!» (Aftenposten, 05.11).
Между тем «норвежская дипломатия пытается, не поднимая шума, выяснить, что стоит за потоком беженцев из России» (ABC Nyheter, 06.11). Ответ знает сотрудница Норвежского института международных отношений, эксперт по России Юли Вильгельмсен (Julie Wilhelmsen): «Президент Путин ясно сказал, что США и весь Запад сами создали себе миграционный кризис... ошибочной политикой на Ближнем Востоке. Хотя сложно сказать точно, как это все организовано и направляется государством, вполне возможно, что поток беженцев через российско-норвежскую границу — не что иное, как „привет от Путина“. То есть „вы создали проблему, вы ее и решайте“». По мнению Вильгельмсен, «у России есть и другие причины всеми силами отделываться от беженцев, которых она не хочет принимать — здесь уже и так много мигрантов из Средней Азии и с Украины». Эксперт обращает внимание на разницу в положении на границах Норвегии и Финляндии: «Возможное объяснение такое: Норвегия — член НАТО, а Финляндия — нет. К тому же Норвегия планирует расположить элитный спецназ в области Финнмарк (на границе с Россией). Для русских, похоже, имеет значение и то, что Генеральный секретарь НАТО — норвежец. Российские лидеры не делают различия между Норвегией и НАТО, а НАТО они очень не любят». Она также склоняется к мысли, что «одностороннее закрытие границы становится все более актуальным» (Lofotposten, 06.11).
В то же время член норвежского Хельсинского комитета Лене Веттланд (Lene Wettland) не думает, что поток беженцев связан с преднамеренными действиями России. Она указывает на «сообщения СМИ и «сарафанное радио» как на возможные причины, побудившие трудовых мигрантов отправиться в Норвегию, особенно когда условия их пребывания в России ухудшились (ABC Nyheter, 06.11).
Обозреватель издания Nettavisen (06.11) считает, что «расходы по содержанию беженцев перекладываются с России на Норвегию. Норвегия не обязана принимать беженцев из спокойной третьей страны, [где им ничто не угрожает]! Россия просто пренебрегает приграничным сотрудничеством. Практика высылки беженцев с пятилетним запретом на возвращение ужасна! Кто-нибудь думает, что Россия приняла бы тысячи сирийских беженцев, если бы Норвегия их выслала в Россию и запретила возвращаться? Россия должна прекратить присылать нам беженцев и мигрантов и взять за них ответственность на себя». Свое видение предлагает и консул России в Киркенесе Сергей Шатуновский-Бюрно: «Норвегия уж очень гостеприимна, поэтому поток беженцев и увеличивается, Россия же к этому не имеет никакого отношения» (ABC Nyheter, 09.11).
Военное ведомство Швеции опубликовало отчет об учениях спецназа на острове Готланд. Военный эксперт и генеральный секретарь шведского союза военнослужащих Стефан Ринг (Stefan Ring) на вопрос газеты Svenska Dagbladet (10.11), «не направлены ли эти учения против России?» отвечает: «Разумеется! Мы хотим показать свои мускулы». Газета Expressen (09.11) экспрессивно выражает надежду на то, что «это фотографии определенно запугают Путина!»
Одновременно обозреватель отдела культуры той же газеты в рецензии на новый фильм о Джеймсе Бонде отмечает, что «современный агент 007 — это вылитый Путин!» (Expressen, 06.11).