Вмешательство Московского патриархата в российско-украинский конфликт обернулось против него, т.к. поддержка им политики Кремля лишь подстегивает среди жителей Украины патриотические настроения, отмечается в докладе лондонского аналитического центра.
Значительная часть доклада Центра внешней политики под названием «Традиционные религии и политическая власть: Анализ роли церкви в Грузии, Армении, Украине и Молдавии» посвящена религиозному аспекту российско-украинского конфликта, разгоревшегося после произошедшей в Киеве в начале 2014 года «евромайдановской революции». В анализе новейшей истории православия на Украине, подготовленном членом Национальной академии наук Украины Александром Саганом, рассматриваются три основные действующие в стране православные конфессии, а также ряд более мелких отделившихся от них сект.
Самой крупной из них, как по числу прихожан, так и по размеру церковного имущества, является Украинская православная церковь, подчиняющаяся Московскому патриархату. Следующей по размерам является ответвление Украинской православной церкви, верное Киевскому патриархату. Кроме того имеется Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), основанная эмигрировавшими из Украины при СССР гражданами, но закрепившаяся на родине на закате Союза, в конце 1980-х и начале 1990-х годов.
Международным православным сообществом признана лишь Украинская православная церковь Московского патриархата. Киевский патриархат и УАПЦ действуют вне международного православного мейнстрима. Статус аутсайдеров, однако, не мешает их деятельности на территории Украины.
Московский патриархат заведовал делами православной церкви на Украине с конца XVII века. После развала СССР в 1991 году ряд украинских православных лидеров обратился к патриархату с просьбой позволить создать отдельную Украинскую православную церковь с центром в Киеве. Московский патриархат, по данным Сагана, выступил категорически против независимости украинской церкви по «объективным причинам», связанным, в основном, с мирскими вопросами, включая контроль над церковным имуществом. По состоянию на 1990-й год, половина существовавших на тот момент приходов Русской православной церкви располагалась на территории Украины.
«В случае автокефалии (Украинская православная церковь) с количественной точки зрения превзошла бы Московский патриархат, — отмечается в докладе. — Кроме того, отделение (независимой Украинской православной церкви) от Москвы могло привести к цепной реакции, и Московский патриархат мог потерять контроль над несколькими крупными епархиями (в Молдавии, Казахстане и Белоруссии)».
Позиция Московского патриархата заставила ряд православных духовных лиц во главе с патриархом Филаретом отделиться в 1992 году и основать Киевский патриархат.
На протяжении прошедших с тех пор лет Украинская православная церковь Московского патриархата проводила усердную работу по подрыву усилий различных украинских правительств по формированию отдельного от России национального самосознания. Московский патриархат «активно противостоял … сторонникам "оранжевой революции" 2004 года», — говорится в докладе.
Также в документе отмечается, что в последние годы Московский патриархат стал «каналом проводимой Российской Федерацией идеологии "Русского мира"», и «значительное число духовных лиц и прихожан (Московского патриархата) являются противниками позиции украинского правительства, «сформированного после "евромайдановской революции")». Между тем аффилированное с Киевским патриархатом духовенство «заняло недвусмысленно патриотическую позицию».
Близкие отношения Московского патриархата с Кремлем, судя по всему, подрывают его положение среди жителей Украины. Согласно включенным в доклад данным соцопросов, большинство опрошенных на Украине не доверяет митрополиту Онуфрию, главе верной Москве Украинской православной церкви. Между тем патриарх Филарет, лидер Киевского патриархата, «обладает самым высоким личным рейтингом среди религиозных лидеров Украины».
Кроме того, около 30 приходов Московского патриархата перешли в 2014 году под управление Киевского патриархата. «Этот процесс не стал еще более масштабным по причине юридических сложностей, — отмечается в докладе. — Во многих уставах православных приходов епископы потребовали, чтобы уход (из Московского патриархата) проводился лишь с разрешения местного епископа».