Это страшный позор для российской и международной атлетики, и я не верю, что российский допинг-скандал основан на каких-то безосновательных обвинениях, говорит Ян Штевничек, один из крупнейших специалистов по допинговой проблематике в Чехии. Однако юрист, который успешно защищал велосипедиста Романа Кройцигера в допинг-разбирательствах с Международным союзом велосипедистов, добавляет: «Исключение российских атлетов из Олимпийских игр в Рио? Поймите, что Путин — один из самых влиятельных людей в олимпийском движении».
REFLEX: Насколько серьезны обвинения Всемирного антидопингового агентства (WADA) в адрес российских атлетов?
Ян Штевничек: Речь идет о совершенно принципиальных обвинениях, и, насколько я знаю Ричарда Макларена, который был членом следственной группы WADA, нет никаких сомнений в том, что обвинения не являются беспочвенными. Это страшный позор для российской и международной атлетики. Последствия всего этого могут очень изменить спорт. Я надеюсь, что землетрясение случится в Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF) и не только там... Дело ее бывшего президента Ламина Диака и его сына, бывшего генерального секретаря IAAF, этическая комиссия IAAF под руководством Майкла Белоффа будет рассматривать уже в декабре.
— Можно ли этот скандал сравнить с чем-то подобным в прошлом? Например, с велосипедным спортом?
— Да, это сравнимо с делом Армстронга, когда тоже существовала определенная организованная группа, связанная с международной федерацией, целью которой было скрывать систематическое и массовое использование допинга. Но у нынешнего скандала - несравнимо больший размах. Похоже, что речь идет о большом количестве спортсменов, и дело касается не только высшего руководства IAAF, но и, вероятно, российских правящих кругов. Конечно, хорошо, что WADA и «новая» IAAF нашли в себе смелость взорвать эту бомбу. Наверное, это было непросто. Шокирует то, что после дела Армстронга еще возможно, чтобы подобная система работала. Это казалось невероятным. И, разумеется, встает следующий вопрос: в каких видах спорта работает такая же система?
— Как работала эта допинговая система?
— Согласно правилам, положительные результаты должны передаваться национальным и международным федерациям, вернее, их дисциплинарным органам, которые должны рассматривать каждый случай и назначать наказание. Но этого явно не делалось: положительные тесты игнорировались, и спортсмены могли безнаказанно принимать допинг, о чем они явно знали. Все это носит черты организованной мафии. Множество людей и фирм на этом, конечно, заработало. Это напоминает перевозчиков мигрантов в Европу, только на месте мигрантов — спортсмены.
— Части доклада не были опубликованы, потому что их использует Интерпол в своем расследовании. Что ищет полиция?
— Допингу в спорте не место: он очень серьезно воздействует не только на принципы честной борьбы, но и на здоровье. Поэтому почти во всех государствах и дистрибуция, и употребление запрещенных веществ квалифицируется как уголовное преступление. Разумеется, деятельность организованных групп в уголовном праве считается значительно более серьезным преступлением, за которое полагаются намного более серьезные наказания. А тут речь идет, скорее всего, о мафии буквально в международных масштабах! Например, Ламином Диаком уже занимается французская полиция.
— Возможна ли дискфалификация российских атлетов с Олимпийских игр в Рио? Кто будет решать вопрос об исключении России из тех или иных соревнований?
— Трудно ответить — такой ситуации еще не было. Теоретически это, разумеется, возможно. Посмотрим, какие данные еще всплывут. Кроме того, свою позицию должна высказать IAAF, которая в первую очередь будет наказывать каждого виновного. Что касается участия в Олимпийских играх, то все, конечно, будет зависеть от решения МОК. Но там дело уже касается самых высших эшелонов международной политики, и не будем забывать о том, что одним из самых влиятельных людей в международном олимпийском движении является Владимир Путин.