Заместитель министра экономики и промышленности Азербайджана Севиндж Гасанова недавно заявила, что ее страна допускает возможность вступления в Евразийский экономический союз (ЕАЭС).
Понятно, что без ведома руководства страны подобное заявления не было бы озвучено. И не трудно догадаться, что это сигнал официального Баку. И это тогда, когда до последнего времени азербайджанские власти при любом развитии событий исключали членство своей страны в ЕАЭС.
Во-первых, чем объяснить то, что Азербайджан резко меняет свою позицию в таком, в буквальном смысле, судьбоносном вопросе? Во-вторых, если эта страна официально представит заявку на вступление в Евразийский экономический союз, какая ситуация сложится в армяно-азербайджанских отношениях, имея в виду тот факт, что без согласия Армении как члена ЕАЭС принять новые страны в эту структуру невозможно? На эту тему «Иравунк» беседует с армянскими аналитиками.
По словам политолога Дереника Малхасяна, подобное желание азербайджанцами хорошо просчитано, и не исключено, что все это согласовано с русскими: «В одном из своих интервью, данном в сентябре в Москве, министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров уже намекал на возможность вступления его страны в ЕАЭС. Если это желание Баку осуществится, то это произойдет за счет определенных уступок со стороны русских. То есть, азербайджанцы считают, что при помощи русских смогут добиться каких-то успехов. И неслучайно, ведутся разговоры о якобы сдаче 1-3 районов (окружающие Нагорный Карабах районы, которые по результатам Карабахской войны находятся под контролем Нагорно-Карабахской Республики). Или, как выражаются в Баку, необходимо вернуть эти территории в качестве основы доверия между сторонами нагорно-карабахского конфликта. То есть, основная задача для Азербайджана в вопросе Карабаха — это зафиксировать прогресс на своих условиях.
Однако я сомневаюсь, что эта сделка состоится. Не думаю, что членство Азербайджана в ЕАЭС исходит из его стратегических интересов, так как Баку чувствует себя комфортно, играя между двумя геополитическими силовыми центрами — Западом и Россией. В любом случае, Азербайджан не пожелает играть в одностороннюю игру и войти в ЕАЭС, в союз, который не имеет для него перспективы».
Эксперт по Азербайджану Григорий Айвазян полагает, что сообщения о членстве Азербайджана в ЕАЭС — это очередная провокация Баку и просто его желание: «Взаимоотношения с Турцией никогда не позволят Азербайджану войти в такой союз, где доминирующую роль играет Россия. Подобными сообщениями азербайджанская пропагандистская машина желает прощупать реакцию общественности своей страны, а также Армении. И если Баку действительно захочет подобным образом угодить России и стремится получить ее благосклонность в карабахском вопросе, то в этом случае, образно выражаясь, «мяч будет находиться на поле Армении», так как наша страна в ЕАЭС имеет право вето. Думаю, что из интересов Азербайджана исходит, чтобы не стать членом данного союза. Сознавая это, Баку не осуществит свое желание».
Эксперт по международным и политическим вопросам Рубен Меграбян отметил, что разговоры о членстве Азербайджана в ЕАЭС начались еще с того времени, когда этот союз только зарождался. Однако отношение как азербайджанской общественности, так и официального Баку к этой структуре было осторожным и негативным: «Азербайджан осторожен, поскольку существует одна простая причина — отсутствие мотивации. В вопросе членства в ЕАЭС Баку всегда пытался торговаться с Россией, а главная цель в этом торге — Арцах (самоназвание Нагорного Карабаха). Говоря конкретно, надо добиться того, чтобы Москва придерживалась в данном вопросе проазербайджанской позиции. Подобные попытки не прекратятся до тех пор, пока не решится нагорно-карабахская проблема. Это, конечно, будет самым опасным развитием ситуации для Армении, чего наша страна не должна допустить.
Азербайджан может обнулить свои нефтяные ресурсы, если войдет в ЕАЭС, и, я думаю, одним росчерком пера потеряет свою независимость. Все это очень хорошо понимают в Баку. Это понимают и в Москве. В данной ситуации, я не думаю, что разговоры о членстве в ЕАЭС, кроме PR-акции, будут иметь другие проявления».