В воскресенье в Анталье лидеры 20 ведущих развитых и развивающихся экономик мира начали двухдневный саммит. На этом фоне вновь раздались призывы к усилению взаимодействия для того, чтобы сделать мировую экономику более открытой. В контексте общего экономического спада и очевидного замедления роста эта задача становится все более важной и требует дальнейших усилий.
Для роста необходимо более тесное сотрудничество в рамках «Группы двадцати»
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в последнем экономическом обзоре сократила прогноз глобального экономического роста до 2,9% в текущем году и 3,3% в 2016 году. Кроме того, ОЭСР указала на «резкое замедление темпов роста глобальной торговли», которые, по прогнозам, составят лишь 2% в этом году в сравнении с 3,4% в 2014 году.
В опубликованном 2 ноября докладе Всемирной торговой организации (ВТО) отмечается, что, несмотря на «относительную сдержанность» стран «Группы двадцати» в области внедрения новых торговых ограничений, арсенал их ограничительных торговых мер продолжает расти.
«Система торговых правил ВТО помогла предотвратить масштабную протекционистскую реакцию в связи с финансовым кризисом, однако число ограничительных торговых мер, которые все же вошли в обиход, по-прежнему вызывает тревогу, — сказал генеральный директор ВТО Роберто Азеведу (Roberto Azevêdo). — „Группа двадцати“ должна устранить существующие торговые ограничения и через это продемонстрировать свое мировое лидерство».
Чтобы ускорить рост мировой экономики, эксперты также призывают к более надежному сотрудничеству между странами «Группы двадцати».
Научный сотрудник Исследовательского центра «Группы двадцати» при Институте Лоуи Тристрам Сейнсбери (Tristram Sainsbury) считает, что темой встречи «Группы двадцати» должен стать сильный, устойчивый и сбалансированный рост и более тесное и качественное сотрудничество. «Международные экономические перспективы ухудшились настолько, что мировая экономика балансирует на краю глобального экономического спада», — добавил он.
До прихода в Институт Лоуи Сейнсбери служил в Казначействе Австралии, где работал над политикой «Группы двадцати» и в основном делал упор на реформах международной финансовой архитектуры и финансового регулирования, а также стратегии роста G20.
По поводу широко обсуждаемого соглашения по Транстихоокеанскому партнерству (ТТП), которое продвигают Соединенные Штаты, Сейнсбери заявил, что в конечном итоге Вашингтон может обнаружить, что в его коммерческих интересах открыть доступ к ТТП (а также к ТТИП и ТИСА) как Китаю, так и другим ключевым развивающимся рынкам.
Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП) — это планируемое соглашение о свободной торговле между Европейским Союзом и Соединенными Штатами, а соглашение о торговле услугами (ТИСА) обсуждается между 23 членами ВТО.
В условиях существования торговой системы, в которой преобладают глобальные цепочки стоимости и товары, «произведенные по всему миру», Сейнсбери отмечает, что «всеобъемлющее соглашение, которое больше напоминает многосторонний торговый договор, несет больше экономических выгод, так как уменьшает риск переориентации торговли».
Аналитик Фонда исследований экономической политики Турции Уссал Сахбаз (Ussal Sahbaz) также призывает укреплять роль ВТО.
«Глобальная экономика сталкивается с серьезными проблемами, для решения которых нужны скоординированные действия, — заявляет эксперт. — Одной из проблем является падение темпов роста торговли, которая до глобального финансового кризиса 2008 года росла гораздо быстрее, чем мировая экономика».
«Сейчас темпы роста торговли упали ниже показателей роста мировой экономики. Одна из возможных причин — увеличение числа двусторонних и региональных торговых соглашений вместо установления многосторонних отношений в рамках глобального торгового режима», — считает он.
«Другой причиной является рост нетарифных барьеров в торговле. ВТО одобрила соглашение об упрощении процедур торговли, однако оно еще не было ратифицировано достаточным числом государств. Только пять стран „Группы двадцати“ ратифицировали это соглашение, — отметил Сахбаз. — G20 должна работать в направлении восстановления роста мировой торговли до ее прежних темпов и объемов«.
«Содействие свободной торговле требует действий, а не разговоров», — добавил он.
Усилия Китая по преодолению инфраструктурного разрыва и неравенства
Сахбаз отметил, что двумя другими проблемами, которые мешают восстановлению мировой экономики, являются растущий глобальный инфраструктурный разрыв и все более глубокое неравенство в мире.
«По оценкам, в ближайшие 15 лет для роста мировой экономики потребуется 15 триллионов долларов инвестиций в инфраструктуру, что вдвое больше нынешнего уровня инвестиций, то есть существующих государственных расходов недостаточно», — отметил эксперт.
«Миру нужно больше международных финансовых учреждений, которые занимаются инвестициями в инфраструктуру, как, например, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ), а также больше частных инвестиций», — заявил он.
Сахбаз частично связал увеличивающийся разрыв между богатыми и бедными, особенно в развитых и развивающихся странах, с технологическими преобразованиями, которые ведут к росту безработицы среди молодежи до уровня, который начинает угрожать социальной стабильности.
«Мир должен найти согласованные решения глобальной проблемы преобразования навыков», — сказал он.
Прежде чем отправиться в Анталью для участия в саммите, некоторые лидеры G20 также пообещали приложить усилия по созданию более сильной и открытой мировой экономики.
Как заявил в сентябре в ООН председатель КНР Си Цзиньпин, развитие имеет смысл только тогда, когда оно является инклюзивным и устойчивым. Для достижения такого развития нужны открытость, взаимная помощь и взаимовыгодное сотрудничество.
На пресс-брифинге, посвященном участию Си Цзиньпина в саммите «Двадцатки» в Анталье, заместитель министра иностранных дел КНР Ли Баодун (Li Baodong) заявил, что Китай будет работать со всеми странами-членами для достижения целей, которые поспособствуют выведению мировой экономики на новый уровень, помогут «Группе двадцати» совершить рывок от механизма реагирования на кризисы к механизму долгосрочного управления, создания и поддержания открытой мировой экономики, а также принятия ответственной макроэкономической политики.
Китайская инициатива «экономический пояс Шелкового пути» и «морской Шелковый путь XXI-го века» («один пояс, один путь») и проект АБИИ, в котором Китай тоже выступил инициатором, — вот примеры инклюзивного и открытого международного экономического сотрудничества.
Сахбаз подчеркнул преимущества инициативы «один пояс, один путь» для мирового экономического сотрудничества: «В настоящее время в таких развивающихся странах, как Китай, Индия и Турция, существуют большие капитальные резервы. У нас также есть большое количество новых технологий, мы можем создавать крупные коммерческие предприятия, но мы еще не использовали эти ресурсы для интеграции стран развивающегося мира».
«Инициатива „один пояс, один путь“ направлена на мобилизацию этих ресурсов для развития обширного региона Евразии», — добавил эксперт.
«С учетом разрыва между Тихим океаном и Балканами, чтобы присоединиться к стандартам жизни в развитых странах мира, большая часть этого региона по-прежнему нуждается в дорогах, банковских системах, волоконно-оптических кабелях. В этом смысле инициатива „один пояс, один путь“ является естественным продолжением уравнительной тенденции, которая наблюдается после Второй мировой войны», — заключил он.