Российский президент Владимир Путин пользуется успехом на фоне попыток Запада наладить связи после терактов в Париже. Это вызывает тревогу в Киеве, власти которого обеспокоены тем, что любое сближение между Западом и Россией будет в ущерб Украине.
Однако европейские чиновники утверждают, что в столицах ведущих стран ЕС — в том числе в Берлине, Лондоне и Париже — не наблюдается особого желания добиваться помощи России в Сирии за счет отказа от Украины. По заявлению чиновников и дипломатов ЕС, одним из конкретных доказательств этого является то, что Евросоюз по-прежнему стремится к тому, чтобы продлить экономические санкции, введенные против России в прошлом году из-за кризиса на Украине.
Явная готовность продлить санкции, срок действия которых истекает в конце января, указывает на то, что, хотя Франция и добивается углубления сотрудничества с Россией в борьбе с «Исламским государством», по-прежнему существуют очевидные причины, не позволяющие отменить санкции.
И все же украинские власти обеспокоены тем, что Европа в своей политике выберет более мягкую линию по отношению к Кремлю, в то время как вновь активизировались бои с пророссийскими сепаратистами. В минувшие выходные во время перестрелок с сепаратистами в Донецкой области погибло шесть украинских военнослужащих, но эти факты насилия отошли на задний план на фоне более неожиданных и резонансных терактов во Франции.
Владимир Путин на этой неделе стал главной фигурой в обсуждении вопроса об объединении международных сил в борьбе с «Исламским государством» — в районе основных позиций боевиков в Сирии, а также в других странах. Украинские власти опасаются, что Москва может воспользоваться этими совместными действиями, чтобы ослабить ту поддержку, которую оказывают Киеву США и Европа.
«Замысел России заключается в том, чтобы создать общее впечатление, что Западу Украина уже безразлична, — говорит посол по особым поручениям МИД Украины Дмитро Кулеба. — При этом они используют четкую идеологическую установку: „хватит уже возни с Украиной, давайте бороться с терроризмом“».
ЕС ввел два пакета экономических санкций против России летом 2014 года в ответ на аннексию Москвой украинского Крыма и за поддержку сепаратистов на востоке Украины. Россия опровергает обвинения Запада в том, что она осуществляла материальную и техническую поддержку повстанцев-сепаратистов и руководила их действиями.
Санкции, которые летом этого года были продлены еще на шесть месяцев, предусматривают ограничение экономических связей в оборонном и энергетическом секторах. Кроме того, российским государственным банкам, энергетическим компаниям и оборонным предприятиям был закрыт доступ на европейские финансовые рынки. Аналогичные меры предпринял и Вашингтон.
Источник, близкий к украинскому правительству, заявил, что «любое изменение существующей позиции США и Европы в отношении Украины будет чрезвычайно пагубным не только для Украины, но и для Европы».
Ожидается, что лидеры Евросоюза обсудят вопрос о санкциях на саммите, намеченном на середину декабря, если этот вопрос не будет решен раньше — как это было в июне. Каким бы ни было решение, за него должны будут проголосовать представители всех 28 стран-членов ЕС.
По словам чиновников, предлагается рассмотреть три варианта решения: продлить санкции еще на полгода, продлить санкции на год или продлить санкции на более короткий период — на три-четыре месяца — чтобы показать Москве, что ЕС одобряет некоторые уступки в отношении Украины.
На этой неделе Россия сделала неожиданное предложение реструктурировать украинский долг, срок погашения которого истекает в декабре. Тем самым Москва предложила возможный вариант выхода из тупиковой ситуации, в которой у Украины могли возникнуть проблемы с получением международной финансовой помощи.
В 2013 году Москва предоставила Украине — тогда в стране у власти находился пророссийски настроенный президент — кредит на сумму 3 миллиарда долларов. Россия предложила Международному валютному фонду вариант, согласно которому с 2016 по 2018 годы Киев должен ежегодно выплачивать по 1 миллиарду долларов. Министр финансов России Антон Силуанов заявил в среду, что Москва хочет, чтобы Евросоюз, США или какой-нибудь крупный международный банк выступил в качестве гаранта.
Однако, как сообщает информационное агентство «Интерфакс», министр финансов Украины Наталья Яресько заявила в среду, что официального предложения Киев пока не получил.
Как утверждают источники, знакомые с подробностями дискуссий в Брюсселе, в целом существует единое мнение о том, что экономическое давление на Россию необходимо продолжать до тех пор, пока не будут полностью выполнены условия мирного соглашения, достигнутого в феврале в столице Белоруссии Минске.
Помимо возобновления вооруженных операций, на востоке Украины по-прежнему ограничено передвижение международных наблюдателей. Мало кто рассчитывает на то, что Киев восстановит контроль над границей с Россией в сепаратистских районах в намеченные сроки до 31 декабря.
В Киеве партия, поддерживающая президента, в ряде случаев с трудом набирает количество голосов, необходимое для принятия предусмотренных минскими соглашениями законов — например, поправок в конституцию, которые обеспечили бы передачу местным властям более широких полномочий.
Высокопоставленный чиновник Евросоюза председатель Европейского совета Дональд Туск (Donald Tusk) заявил в этом месяце, что несмотря на «достигнутый в последние недели некоторый прогресс, вполне очевидно, что в полной мере минские соглашения пока еще не выполнены».
«Это должно быть отражено в процессе предстоящего пересмотра введенных нами санкций», — заявил он.
Как сказал в телефонном интервью во вторник министр иностранных дел Латвии Эдгарс Ринкевичс (Edgars Rinkevics), на состоявшейся накануне встрече министров иностранных дел Евросоюза в Брюсселе вопрос о пересмотре санкций с целью привлечения Москвы к взаимодействию в сирийском конфликте не обсуждался.
По словам одного из высокопоставленных чиновников Евросоюза, нет никаких признаков того, что в вопросе продления санкций начинают появляться разногласия. «В данный момент существует общее мнение, что санкции необходимо продлить».
Решительность США, как говорят чиновники, также остается непоколебимой. В воскресенье на полях саммита G20 в Турции президент Барак Обама обсуждал вопрос о санкциях во время встречи с лидерами Франции, Германии, Италии и Великобритании.
По заявлению Белого дома, лидеры этих стран «еще раз подчеркнули, что санкции против России должны быть сохранены до полного выполнения условий минских договоренностей».
Как сказала во вторник в Берлине помощник Госсекретаря США Виктория Нуланд (Victoria Nuland), санкции против России должны быть продлены, при этом она пообещала Киеву дальнейшую поддержку при условии, что Украина «и дальше будет выполнять свои обещания, данные своему народу, и оправдывать доверие международного сообщества».
Вице-президент Джо Байден (Joe Biden) планирует в декабре нанести свой пятый визит на Украину, а недавно США объявили, что при условии проведения некоторых реформ предоставят Киеву кредитную гарантию на 1 миллиард долларов.
Но при этом дипломаты выразили обеспокоенность в связи с коррупцией, по-прежнему существующей на Украине — особенно в правоохранительных органах, которые так и не смогли довести до суда ни одно из резонансных коррупционных дел.
Парламент, который все чаще демонстрирует свою несговорчивость, также пригрозил отменить выполнение действий, являющихся основным условием получения Киевом 40 миллиардов от МВФ долларов в рамках программы выхода из кризиса.
«Сирия создаст дополнительный повод для отражения риторики Киева, требующего наказать Россию за Крым и Донбасс, и привлечет повышенное внимание к его бездействию внутри собственной страны,— говорит приглашенный научный сотрудник Фонда Карнеги Балаш Ярабик (Balazs Jarabik).
«Оказывать поддержку не перестанут, и санкции против России в ближайшее время тоже не отменят, — утверждает г-н Ярабик. — Но в данный момент за Украиной наблюдают более пристально, чем за действиями России, то есть, настал тот момент, когда Запад вот-вот начнет расставаться с иллюзиями и разочаровываться».