Одним из немногих авторов, который все же отреагировал на официальное заявление российских властей о том, что к крушению российского авиалайнера на Синае привел террористический акт, был публицист Ладислав Кашука (Ladislav Kašuka). Его комментарий был опубликован на портале Parlamentní listy (17.11). В нем Кашука задается вопросами: будет ли после объявления результатов расследования Европа чтить память погибших россиян минутой молчания, размножатся ли на Фейсбуке приложения, которые покроют аватарки пользователей цветами российского флага?!
Кашука уверен, что так и должно быть, ведь российская трагедия не менее ужасающа, чем парижская. Однако автор статьи не дает ответов на эти вопросы и не высказывает предположений, а лишь заключает: «Подождем и увидим». Правда, Ладислав Кашука все же высказывает надежду на то, что все трагические события последних месяцев заставят цивилизованные народы мира сплотиться в борьбе со злом.
Одним из первых журналистов, кто, реагируя на теракты в Париже, написал о необходимости объединения с Россией для борьбы с ИГИЛ, был Дан Грубы (Dan Hrubý), автор журнала Reflex (15.11). Он сравнивает сложившуюся сегодня ситуацию в мире с преддверием Второй мировой войны и отмечает, что, как и тогда, Западу придется временно закрыть глаза на недостатки режима Путина, чтобы вместе бороться с безусловным злом. Угроза российской экспансии, по мнению Дана Грубого, на сегодня является меньшим злом, чем «Исламское государство». Только после того, как этот монстр будет повержен, подчеркивает комментатор, можно начинать другой конфликт — с режимом Асада и путинской имперской Россией.
Точно так же вынужденную и неизбежную меру в объединении военных сил с Россией для борьбы с ИГИЛ видит комментатор портала NOVINKY.CZ (17.11) Александр Митрофанов (Alexandr Mitrofanov). Он отмечает, что совместных операций Запада (ЕС, США и НАТО) с Россией, направленных на уничтожение ИГИЛ, можно стараться избегать, но рано или поздно совместные действия станут остро необходимы. Даже если Запад захочет отдалить момент объединения усилий с Россией, подталкивать его к этому будут, как предполагает Митрофанов, все новые террористические атаки в странах ЕС и растущее недовольство граждан.
Таким образом, заключает комментатор, союза с Россией против ИГИЛ стратегически обойти нельзя. Но заключение подобного союза не должно означать конца переговоров по всем тем вопросам, которые сегодня вызывают трения между Западом и РФ. Главное, что сегодня нужно понять Западу, кем является Россия — оппонентом или врагом. Обдумывая это, Запад не должен забывать, что в последней военной доктрине России на место первейшей угрозы Владимир Путин поставил НАТО, пишет Александр Митрофанов.
Позитивно на возможную единую коалицию Запада и России в борьбе с ИГИЛ смотрит молодой политик Петр Цвалин (Petr Cvalín), чей комментарий был опубликован на портале Svobodné noviny (19.11). Цвалин уверен, что Европа оказалась беспомощной в борьбе с терроризмом, потому что все время полагалась на США, которые преследуют исключительно собственные интересы, а также сами финансируют ИГИЛ. Если Европа не объединится с Россией, без которой, по мнению чешского политика в борьбе с исламистами, не обойтись, то насилия и ужаса в странах ЕС будет только больше, но никто в Европе не хочет привыкать к подобному.
О том, как теракты в Париже повлияют на отношения ЕС и, в частности, Франции с Россией, в интервью порталу IDNES. CZ (16.11) рассказал политолог Лукаш Мацек (Lukáš Macek), представляющий парижский Институт политических исследований. По его словам, недавняя трагедия может усилить позицию Марин Ле Пен, а также укрепить отношения с Россией. В Европе, как отмечает политолог, все чаще говорят о том, что уничтожить Исламское государство можно только при участии России, поэтому с ней надо сотрудничать, а не загонять в угол. Однако, по словам Лукаша Мацека, подобные заключения очень рискованны и могут привести к тому, что из-за Сирии Франция станет более лояльна в отношении российских действий на Украине. А это нежелательно.
Иной взгляд на возможность сотрудничества ЕС и России в борьбе с ИГИЛ на портале Svobodné noviny (16.11) публицист Яромир Петршик (Jaromír Petřík). Он полагает, что в сложившейся ситуации, когда существует прямая угроза европейской цивилизации, необходимы радикальные меры. Но европейские политики, типа Олланда и Меркель, не способны на решительные действия. Ясно, что спасти Европу сегодня могут только такие фигуры, как Марин Ле Пен и, прежде всего, Владимир Путин.
Он, по словам Петршика, единственный, кто сегодня ведет против исламского терроризма по-настоящему эффективную борьбу. Он не различает террористов на умеренных и радикальных, и карает всех. Но западные политики, страны НАТО вместо того, чтобы занять место рядом с Путиным в Сирии, наоборот, встали на сторону ИГИЛ, потому что именно Россия кажется им главным врагом. Яромир Петршик уверен, что пришло время сделать решительный шаг, забыть о бессмысленной войне стран НАТО с Россией, и начать сотрудничество.
Неоднозначное мнение о том, что Владимир Путин заинтересован в дестабилизации Европы, в том числе террористическими атаками, высказал в эфире радио ČESKÝ ROZHLAS (18.11) комментатор Давид Штяглавский (David Šťáhlavský). Конечно, отмечает он, Кремль не мог стоять за терактами в Париже — все это теории заговора. Однако нельзя отрицать то, что в самой России царит террор, который она трансформирует во внешнюю агрессию.
В России крепнут ксенофобские настроения, растет ненависть к Западу. И в этой ситуации, подчеркивает радиокомментатор, Россия делает ставку на войну. Как иначе объяснить постоянно поступающие сообщения о новом российском вооружении и боевых успехах. В Сирии Путин открыл новый фронт — и не только против исламистов. Однако еще больше европейцев, по мнению Давида Штяглавского, должно волновать то, что в Европе «развелось» множество маленьких путиных, которые, возможно, могут привносить в жизнь западного общества террор.