Когда Prospero ждал начала пресс-показа фильма «Голодные игры: сойка пересмешница, часть 2», один кинокритик, одутловатый мужчина средних лет, раздраженный тем, что компания Lionsgate конфисковала у присутствующих телефоны, по всей видимости, чтобы предотвратить размещение каких бы то ни было твитов во время показа, вслух посетовал, что не взял с собой раскраску, чтобы было чем себя занять. Иные посмеялись в знак согласия. Между тем упомянутый критик, сидевший перед вашим покорным слугой, в почти полном соответствии с описанием вскоре после начала фильма погрузился в сон, сопровождаемый храпом.
Такого рода мужчины — либо не способные снизойти до серии, нацеленной на молодежную аудиторию, либо просто неприятные типы — явно не заметили, каким глотком свежего воздуха стали «Голодные игры» для молодых женщин. Появление в экшн-фильме женщины, которая не является ни шаловливым объектом внимания Джеймса Бонда, ни типичной героиней боевиков, по странному совпадению предпочитающей драться все время в коротких шортах и обтягивающих майках, было зрелищем омолаживающим и захватывающим. Главная героиня трилогии, Китнисс Эвердин (Katniss Everdeen), — гордая, сильная и верная себе девушка. Она из того же теста, что великий и не слишком обаятельный шекспировский военачальник Кориолан.
Каждый из фильмов «Голодных Игр» (нынешний является четвертым по счету и последним) прошел тест Бекдел, оценивающий роль женщин в кино. В этой части восставшие дистрикты, во главе с президентом Койн (Coin, Джулианна Мур) и сойкой-пересмешницей Китнисс (Дженнифер Лоуренс), стремятся свергнуть автократический режим Капитолия и президента Сноу (Snow). Женщины говорят друг с другом о боли от переживаемой ими гражданской войны, беспокоятся о собственном выживании и горячо спорят по поводу военной тактики. На деле многими ключевыми фигурами картины являются женщины, не только Койн и Китнисс, но и другие командиры подразделений и руководители округов. Вы не найдете здесь слезных разговоров о мужчинах и любви: это — властные женщины, которые взяли в свои руки дело управления восстанием.
Однако борьба фильма за равенство полов в итоге не достигает своей цели. Ведь практические решения предлагают именно мужчины — Гейл, Битти, Хейтмитч (Gale, Beetee, Haymitch). В сцене, когда Китнисс выражает озабоченность по поводу планируемого наступления и сопутствующих ему потерь среди гражданского населения, Гейл (в исполнении Лиама Хемсворта) говорит ей: «это война, Китнисс» — как будто она, к тому моменту собственным луком и стрелами сокрушившая легионы, этого еще не поняла. Мужчины регулярно оказываются персонажами бескомпромиссными и жестокими — президент Сноу убивает своего врага прямо за обеденным столом — тогда как женщин испытывают на «чувствительность и теплоту». Джоанна Мэйсон (Johanna Mason, Джена Мэлоун), один из самых саркастических и свирепых персонажей фильма, утверждает, что в ней не усмотрели лидера лишь потому, что она была недостаточно приветливой. Это наилучшим образом отражает сетования звезды сиквела, Дженнифер Лоуренс, относительно положения женщин в Голливуде. В своем эссе для сайта Лины Данэм (Lena Dunham) Lenny г-жа Лоуренс пишет о том, что ей очень часто не удавалось договориться о равной оплате за многие из ролей из страха прослыть «придирчивой» и что теперь она «пытается найти наиболее подходящую манеру отстаивать [собственное] мнение, оставаясь любезной».
Концовка фильма также не может не вызвать у зрителя раздражения. Китнисс, Пит (Peeta) и их двое до невозможности милых детей резвятся на залитом солнцем лугу, являя собой идеальную картину семейного счастья. Вероятно, подобно сцене, изображающей свадьбу Финника Одэйра (Finnick Odair) и Энни Креста (Annie Cresta) в бункере округа 13, эти кадры были нужны для того, чтобы напомнить нам: несмотря на зверства и травмы, жизнь должна продолжаться — лучшего момента для этого было, конечно, не найти. Хотя скорее всего у Сюзанн Коллинз (Suzanne Collins) просто не хватило воображения. Все это слегка смахивает на дихотомию викторианских романов «выйди замуж или умри» и выглядит не слишком правдоподобно в отношении такой горячо независимой и упрямой героини, как Китнисс. Концовка получилась упрощенной — фильм легко мог завершиться минутой раньше и все же удовлетворить потребности аудитории в развязке и заверить нас в обретении Китнисс душевного покоя. Увы, оказывается, что каждая женщина должна выйти замуж — независимо от числа повергнутых вами тиранов.
Мы вовсе не намеревались поставить на фильме крест. Визуальные излишества предыдущих фильмов серии никуда не исчезли, равно как и ужасающие подробности. Нападающие Капитолия выливают навстречу атакующим повстанцам потоки горящей смолы и насылают на них бесконечные полчища безликих зомби с прозрачной кожей и рядами острых зубов. В картине есть и длительные периоды насквозь пробирающего напряжения, особенно когда Китнисс со своим отрядом укрывается в плохо освещенной канализации, где царит пугающая тишина. Фильм также усиливает эффект политической пропаганды, свойственной этой франшизе. Пит, который на протяжении ряда фильмов был марионеткой в различных махинациях, со слезами на глазах «не может сказать, где реальность, а где подделка» и вынужден обращаться к своим союзникам за финальным вердиктом. Вскоре после этого ему приходится участвовать в видеотрансляции, дабы сплотить повстанцев и вселить страх в сердце Капитолия. Правда, с незаряженным оружием: героя считают ненадежным.
В целом фильм захватывающий и может похвастаться целым рядом неожиданных поворотов (один из них — согласие Китнисс на проведение специальной серии Голодных игр, чтобы отомстить Капитолию). И все же наибольшее разочарование связано с тем, что в фильме для столь глубоко нетривиальной героини выбирается такая скучная, банальная развязка. Возможно ли это — выдать замуж Кориолана?