Когда в этом месяце скончался бывший актер и сенатор Фред Томпсон (Fred Thompson), я не мог не вспомнить его лучшую реплику в кино: «Посадку запрещаю, уйти на второй круг! Катапультируйся, катапультируйся!»
Эта реплика и кадры из фильма сегодня кажутся весьма проницательными, потому что произошло то, о чем я очень сильно беспокоился в прошлом месяце.
Турецкий военный самолет во вторник сбил российский бомбардировщик, который, согласно заявлению Турции, нарушил ее воздушное пространство возле границы с Сирией. Это вызвало серьезную эскалацию в сирийском конфликте и может привести к дальнейшему росту напряженности в отношениях между Россией и Западом, поскольку Турция является членом НАТО.
Российские официальные лица подтвердили, что был сбит самолет Су-24, входящий в состав авиационной группировки из 30-ти с лишним машин, выполняющих боевые вылеты в Сирии в рамках проводимой Москвой воздушной операции. Однако они настаивают, что машина не нарушала воздушное пространство Турции.
Вместе с тем, турецкие военные заявили, что многократно предупреждали российский самолет, прежде чем он был сбит двумя истребителями F-16.
Согласно заявлению российского Министерства обороны, Су-24, летевший на высоте 6 000 метров, предположительно «был сбит огнем с земли». В нем подчеркивается, что самолет «на всем протяжении полета находился над сирийской территорией».
Первая реакция со стороны Турции и России свидетельствует о том, что возможна эскалация.
По сообщению ТАСС, Путин назвал атаку на российский самолет преступлением и пообещал, что Россия этого не потерпит. По словам президента, крушение Су-24 выходит за рамки обычной борьбы с терроризмом и является «ударом в спину, который нанесли пособники террористов».
«Сегодняшнее событие связно с ударом, который нам нанесли в спину. По-другому я не могу квалифицировать произошедшее», — заявил российский руководитель.
Вопрос: выйдет ли ситуация из-под контроля в связи с этим инцидентом?
Наверное, это возможно, хотя я так не думаю. Во-первых, Россия и Турция достаточно сильно зависят друг от друга, и серьезное усиление напряженности навредит обеим странам. Турции будет очень трудно справиться с проблемами, которые возникнут в случае прекращения подачи российского газа. А России будет очень трудно без Дарданелл.
Что касается военной стороны этого уравнения, то несмотря на стратегическое безрассудство Владимира Путина, у меня есть подозрения, что он не захочет раздувать этот конфликт. Поступив таким образом, он будет действовать не только против Турции, но и против НАТО, и я сомневаюсь, что Путин захочет вступить в войну на изнурение, в ходе которой российская авиация будет перемолота. Кроме того, надоедливая проблема сирийского конфликта никуда не денется, а путинский союзник в Сирии окажется в смертельной опасности.
Полагаю, что в ближайшие дни мы будем искать ответы на следующие вопросы, которые покажут, является ли это новой фазой конфликта между Россией и НАТО, или это просто мелкая стычка, неспособная радикально изменить ситуацию:
1. Появятся ли неопровержимые доказательства местоположения Су-24 на момент, когда он был сбит? Самолет упал на сирийской территории, но его курс вполне мог проходить через турецкое воздушное пространство. Россия не очень-то признавала предыдущие отчеты о сбитых самолетах, однако такие отчеты имеют тенденцию лишить Путина международной поддержки.
2. Пойдет ли Путин на эскалацию напряженности в других местах? Стереотип действий российского президента состоит в том, что он нагнетает напряженность в новом регионе, когда ситуация в зоне существующего конфликта обостряется. Поэтому я не удивлюсь, если Путин в ближайшее время попытается запугивать или принуждать прибалтийские страны, сигнализируя НАТО о том, что у него есть рычаги воздействия в других местах. Если такое произойдет, это будет тревожный знак.
3. Сможет ли Барак Обама возглавить НАТО? Вопреки реалистическим опасениям, американские альянсы не втягивают США в ненужные войны. Но чтобы альянсы укрепляли безопасность, малые страны должны чувствовать, что могут опереться на Соединенные Штаты. Американо-турецкие отношения в последние годы можно назвать «ухабистыми», и поэтому будет интересно посмотреть, сможет ли Америка удержать Турцию от дальнейшей эскалации конфликта. Далее, если Путин станет наращивать напряженность где-то еще, сумеет ли Обама организовать решительный, но взвешенный ответ Североатлантического альянса?
Думаю, мы это переживем. Но я собираюсь перечитать эссе Макса Фишера (Max Fisher), опубликованное летом в Vox, потому что оно мне кажется по-настоящему провидческим.
— —---------
Комментарии читателей
Harry Lloyd [отредактировано]
Рассказ Турции как-то не стыкуется: предупреждали 5 минут, а полет в воздушном пространстве Турции длиной около двух километров длился 17 секунд (!?). Самолет должен был лететь буквально на скорости сваливания, чтобы преодолеть это расстояние за 17 секунд. Больше похоже на 3-5 секунд.
И еще: если бы Турция была такая смелая, она не стала бы прятаться под юбкой НАТО. Трусы. Турцию вон из НАТО, и немедленно.
BrooklynBaby
Русские взбунтовались после войны с Японией в конце 1800-х, царя свергли из-за уничтожения российских войск в Первой мировой войне, а Советский Союз распался после десяти лет войны в Афганистане, когда на родину возвращали гробы. Российский народ не поддержит ненужные войны, и Путин это знает.
Saratov
Но мы поддержим все нужные войны, и Запад это знает.
Не успокаивайте себя. Мы имеем полное право на ответ. И мы ответим. НАТО сделала свое дело. Теперь наша очередь. Ждите.