Отправляясь в Индию в 1978 году, фотограф Magnum Стив МакКарри (Steve McCurry) купил билет в один конец и взял с собой немного денег и два чемодана: в одном была одежда, во втором — 250 катушек пленки Kodachrome. Он изучал работы Анри Картье-Брессона и Маргарет Бурк-Уайт, тоже снимавших в Индии.
«В Индии работало очень много великих фотографов, и мне нужно было начать с наследия, — говорит он. — Я собирался провести там шесть недель, но остался на два года».
Это первое путешествие положило начало его карьере, которая за тридцать лет охватила шесть континентов и сделала его авторитетом в области современной фотографии. Он стал автором знаменитых снимков буддийских монахов в Бирме, снимал больных СПИДом во Вьетнаме и сделал тот самый портрет афганской девочки с пронзительными зелеными глазами с обложки журнала National Geographic. Но Маккарри всегда возвращался в Индию.
«История жива в Индии, — говорит он. — Неважно, насколько значительные изменения претерпела эта страна. Приезжая туда, вы всегда ощущаете, что оказались в другом времени, другой эпохе. Древний дух Индии жив и энергичен, тогда как в других местах такого почти не осталось».
От укромных, извилистых лестничных пролетов до песчаных бурь в пустыне Раджастхана и великих храмов, отделанных золотом. Яркие работы Стива МакКарри показывают Индию, которую вы никогда не видели. Его фотографии на этой неделе будут выставлены в Художественном музее Рубина (Rubin Museum of Art) вместе с книгой «Стив МакКарри: Индия» (Steve McCurry: India).
«Я глубоко погрузился в культуру Индии, — говорит фотограф. — Видимый хаос, бесконечное разнообразие смешения и сосуществования — современности и традиции, имущих и неимущих, обычного и невероятного».
Особенное место в творчестве Маккарри занимают портреты. Откровенный взгляд прямо в камеру говорит о поразительной степени открытости между фотографом и фотографируемым. «Я предпочитаю, чтобы они смотрели мне в глаза, а не в объектив камеры, — говорит он. — Люди в Индии привыкли к камерам, им нравится фотографироваться».
Он говорит, что положительную роль играет и их общее любопытство. «Они настолько же интересовались мной, насколько я интересовался ими. У нас есть врожденное любопытство по поводу других человеческих существ: что они носят, что говорят, как ходят, как общаются с другими».
Здесь полностью раскрывается способность Стива Маккарри рассказывать истории, говорит Марк Любелл (Mark Lubell), исполнительный директор Международного центра фотографии (International Center of Photography), партнера Художественного музея Рубина. — Сделанные им снимки людей, пейзажей, монументов, городской и деревенской жизни в Индии отражают богатство предмета его работы и вдохновение, которое он описывает как «неисчерпаемое».
Стив Маккарри более 30 лет работает фотожурналистом. Он был удостоен Золотой медали Роберта Капы и Премии фотожурналистов National Press, а также четыре раза завоевывал первое место на конкурсе World Press Photo.
Выставка в Художественном музее Рубина будет идти до 4 апреля 2016 года. Книгу «Стив МакКарри: Индия» можно приобрести на Phaidon.com и на Amazon.