Все складывалось так хорошо: Россия была одной ногой в антитеррористической коалиции, западные эксперты восхищались возможностями российских бомбардировщиков, начались даже разговоры об отмене санкций, но внезапно история ускорила свой ход: турецкая авиация сбила российский бомбардировщик Су-24, а политики стран-членов НАТО замерли, ожидая, что предпримет в ответ Кремль, писала Gazeta Wyborcza (24.11). Газета предсказывает, что в ближайшее время «Анкаре, и, следовательно, Североатлантическому альянсу следует ожидать новых провокаций» со стороны России, а инцидент поставит под вопрос ее союз с Францией, США и Великобританией в борьбе против «Исламского государства».
Россия уже больше года проверяла, как далеко она может зайти в отношениях с Западом и, в частности, неоднократно нарушала воздушное пространство стран НАТО в регионе Балтийского моря и севера Скандинавского полуострова, напоминает еженедельник Polityka (24.11). И сравнивает россиян с «подвыпившим футбольным фанатом, который расталкивает окружающих локтями и угрожает прохожим», но чувствует себя безнаказанным, потому что никто не хочет с ним связываться. Турция, для которой собственная граница имеет особое, практически священное значение, оказалась тем прохожим, который не смог удержаться, и вступил в драку, что было совершенно ожидаемо, заключает издание.
Россияне и раньше нарушали воздушное пространство Турции и позволяли себе в ее небе больше, чем в регионах других стран-членов НАТО, так как пользовались алиби в виде сирийского конфликта, развивает мысль эксперт по вопросам безопасности Анджей Талага (Andrzej Talaga) в беседе с Fronda.pl (24.11). Он называет произошедшее актом агрессии со стороны России, который встретил адекватную реакцию. Собеседник портала не ожидает каких-либо ответных военных шагов со стороны Москвы, однако полагает, что произошедший инцидент поставит крест на сотрудничестве России с Западом и осложнит переговоры по Украине.
Комментатор еженедельника Newsweek Polska (24.11) сомневается, что с российской стороны имел место акт намеренной провокации. «Просто у российской авиации был приказ действовать так же, как она действовала до сих пор. Ведь было легко предугадать, что раз нервы турецких пилотов воздушной обороны постоянно испытывают, инцидент в итоге произойдет», — отмечает он, предсказывая, что Москва сможет извлечь из произошедшей трагедии политическую выгоду. Российская дипломатия, полагает он, представит Турцию безответственным государством-авантюристом, которое вредит коалиции против «Исламского государства»: «В беседах Путина с президентом Франции или другими западными лидерами наверняка прозвучат требования в отношении Анкары. Если Запад к ним прислушается, Россия преодолеет очередное препятствие на пути к тому, чтобы вынудить Турцию пойти на сотрудничество».
«Конфликт вокруг „Исламского государства“ не стоит решать при участии России», — заявил политолог Марек Чихоцкий (Marek Cichocki) в эфире телеканала TVN 24 (21.11). По его мнению, Запад должен в первую очередь заняться решением частных конфликтов в регионе, поскольку иначе он не сможет победить террористов и нейтрализовать террористическую угрозу в Европе. Однако Россия старается втянуть западные страны в «стратегическую ловушку» борьбы с ИГИЛ. «В последние 200 лет она вела такую политику: с одной стороны пыталась дестабилизировать европейский уклад, оказывать на него влияние, играть роль крупной державы, но когда это не удавалось, она принимала роль неотъемлемого союзника в преодолении каких-нибудь крупных конфликтов и угроз для Европы», — объясняет собеседник канала.
Портал Fronda.pl (26.11), ссылаясь на мнение аналитиков варшавского Центра восточных исследований, выдвигает тезис, что российский самолет занимался слежкой за вооруженными силами Турции и вносил помехи в их средства связи, а турецкие военные «сбили его не потому, что им не понравилось нарушение границы, а, скорее, потому, что они сочли Су-24 объектом, который ведет активные действия против них». В современном мире все страны подслушивают друг друга, однако такой инцидент выходит за рамки обычных практик, и серьезное государство, каковым является Турция, допустить их не может, отмечает автор материала и указывает, что ключевое значение для дальнейшего развития событий будет иметь реакция России. «Сложно поверить, что кремлевские чекисты оставят инцидент со сбитым самолетом без ответа», — заключает он.
Политолог Влодзимеж Марчиняк (Włodzimierz Marciniak), интервью с которым публикует портал wPolityce.pl (25.11), ожидает, что российские силы могут сбить турецкий самолет в сирийско-турецком приграничье, поскольку Москва «всегда придерживается принципа симметричного ответа». Но даже если на политическом уровне отношения между Россией и Турцией обострятся, экономическое взаимодействие может, по мнению эксперта, продолжиться. «Я не исключаю, что они будут стрелять друг в друга, а одновременно строить газопровод. Не будем, в конце концов, забывать, что обеими странами руководят авторитарные политики, для которых подогревание внешнего конфликта самоценно, при этом они могут продолжать сотрудничество».
По мнению комментатора Rzeczpospolita (26.11), Россия может больше потерять, чем выиграть на конфликте с Анкарой, поскольку на фоне западных санкций и падения цен на энергоресурсы Турция превратилась в важного партнера Москвы, без которого, в частности, окажется невозможным строительство инфраструктуры для поставок российских газа и нефти на юг Европы. На глобализированных рынках сложно извлечь выгоду из индивидуальных санкций и эмбарго, тем более что глобализация усилила зависимость стран, живущих продажей сырья, от сотрудничества со странами, которые его покупают, пишет автор комментария. «Россиянам невыгодно ссориться со своим важным союзником даже во имя сохранения своего великодержавного имиджа. Неизвестно, однако, будет ли выгода ключевым аргументом для Москвы, когда уже пролилась настоящая кровь», — делает он, однако, оговорку.
Странам НАТО, которые размышляют сейчас о том, следует ли разместить дополнительные силы на своем восточном фланге, следует помнить об украинском конфликте, об отрабатывавшихся на российских военных учениях атаках на страны-члены Альянса и участившихся случаях нарушения их воздушного пространства российскими самолетами, ведь все это указывает, что со стороны Москвы можно ожидать возникновения внезапной угрозы, предупреждал Defence.24 (20.11.) еще до того, как произошел инцидент с российским бомбардировщиком.
Россия постарается использовать предлог борьбы с ИГИЛ, чтобы вновь сблизиться с Западом и поправить свой пошатнувшийся в последнее время имидж, однако конструктивные отношения с Москвой в отдельных сферах не должны означать отказа от создания эффективной системы обороны и сдерживания в странах Восточно-Центральной Европы, полагает автор публикации. Если Альянс не укрепит свои позиции, этим он подтолкнет Россию к реализации ее стратегического плана: дестабилизации НАТО при помощи нападения на одного из его членов, а «такая ситуация будет иметь катастрофические последствия далеко выходящие за рамки деятельности известных нам террористических группировок (в том числе ИГИЛ)», — подводит итог он.