Продолжая серию публикаций о политике НАТО в отношении РФ, польские авторы единодушно подчеркивали необходимость укрепления военного потенциала восточного фланга альянса для защиты от «исходящей с востока угрозы».
Если российская экономика войдет в состояние агонии, политическое руководство России может, стремясь любой ценой сохранить власть, начать действовать иррационально и нанести удар, например, по Литве, Латвии или Эстонии, предсказывает военный эксперт Мариуш Кордовский (Mariusz Kordowski) в интервью Defence.24 (30.12). Если Кремль решится на такое нападение, ключевым районом станет так называемый Сувалкский перешеек, расположенный на границе Польши, Литвы и Калининградской области: его захват лишит альянс возможности оказать военную помощь странам Балтии, подчеркивает собеседник портала.
«Между тем, – одновременно успокаивает он читателей, – сейчас кажется маловероятным, что Москва будет стремиться захватить Варшаву, поскольку оккупация страны стоит очень дорого и повлечет расходы, которые Россия позволить себе не может. Кроме того, россияне еще не настолько прощупали НАТО, чтобы позволить себе такой масштабный шаг». Кордовский поддерживает идею размещения на постоянной основе значительных военных сил альянса в странах Восточно-Центральной Европы: это стало бы ясным сигналом Москве, что НАТО готово защищать своих членов и согласно ради этого отказаться от прежних политических договоренностей с Россией, говорит он.
Повышению уровня безопасности стран Балтии могло бы способствовать вступление в НАТО Швеции и Финляндии, которые уже активно укрепляют сотрудничество с альянсом и планируют проведение совместных учений, отмечает Onet.pl (28.12). Любые однозначные декларации на эту тему могут появиться лишь в случае резкого накала международной обстановки, так как грозят ухудшением отношений Хельсинки и Стокгольма с Москвой, однако этот сценарий нельзя назвать нереальным, рассуждает автор публикации.
Разумной инициативой, которая позволит в ближайшей перспективе повысить безопасность прибалтийского региона, а также, опосредованно, и Сувалкского перешейка, он называет обещание министра обороны Великобритании Майкла Фэллона (Michael Fallon) отправить в регион британских военных: «Решение Лондона — это шаг в верном направлении, а также четкий сигнал для остальных членов альянса, которым тоже следует прислать на восточный фланг военный контингент. Этот шаг продемонстрирует не только единство НАТО, но и убедит Россию, что оно не отступит от новой стратегии, которая была принята на саммите 2014 года в Ньюпорте».
Военный эксперт Мачей Мильчановский (Maciej Milczanowski) в интервью Dziennik Gazeta Prawna (25.12) призывает Варшаву укреплять собственный военный потенциал, в частности, заняться созданием системы ПРО и открыто заявить, что она необходима для защиты от России. «Подход „не провоцировать медведя“ — это никакая не оборона. Как доказали военные теоретики, слабость склоняет к нападению, особенно при нашем геополитическом положении», — указывает он. В региональном сотрудничестве Польше не следует делать ставку на страны «Вышеградской четверки», которые в последнее время проявляют разный подход к России и поэтому не смогут создать союз для сдерживания Москвы, полагает собеседник издания. Больше перспектив он усматривает в сотрудничестве со странами Балтии, Румынией и Украиной, которые. «занимают отчетливую антироссийскую позицию и могут быть более склонны к созданию коалиции».
Польская восточная политика в современных условиях может быть лишь одной — жесткой, убежден автор комментария в Rzeczpospolita (29.12). Речь идет о поддержке независимости Украины, ослаблении связей между Белоруссией и Россией, усилении военного присутствия НАТО и США в приграничных государствах альянса, противодействии попыткам договориться с Москвой взамен за локальный военный союз в Сирии, сохранении экономических санкций ЕС, тесном сотрудничестве с другими государствами восточного фланга и формировании собственного оборонного потенциала, перечисляет он.
Необходимость решительного курса продиктована тем, что по мере углубления экономического кризиса вероятность агрессивных действий России на международной арене будет возрастать, поскольку каждый новый конфликт сможет снизить уровень недовольства россиян их уровнем жизни, переключив их на мысли о величии отечества. «Проблема в том, что Кремлю придется найти новые цели для продолжения своей политики: Украина уже приелась, слава российского оружия в Сирии скоро померкнет, Белоруссия пока довольно послушна. Что же будет дальше: Афганистан? Ирак? Слишком сложно с логистической точки зрения. Молдавия? Очень реальная цель, но для сохранения рейтинга ее тоже надолго не хватит. Напряженность на том уровне, который надолго прикует внимание российского общества, можно создать лишь провоцированием ситуаций на грани военных столкновений с государствами восточных рубежей НАТО», — заключает автор.
В 2015 году уровень жизни россиян снизился первые за 15 лет пребывания Путина у власти, уменьшились реальные зарплаты и пенсии, сокращаются расходы на медицину и образование, и главный вопрос состоит в том, когда граждане России поймут, что эти проблемы носят не временный, а долгосрочный характер, пишет Rzeczpospolita (31.12). Стабилизации ситуации не способствует то, что Москва не предпринимает никаких мер для пресечения коррупции во властных кругах, нарушает принципы верховенства права (что, в свою очередь, мешает развитию предпринимательства), а также углубляет политику протекционизма, вводя новые торговые санкции, обращает внимания автор материала.
Слова Владимира Путина о том, что ситуация в российской экономике сложная, но не критическая, его не убеждают. «В это сложно поверить. Российская экономика вступила в стагнацию еще до того, как в мире началось резкое падение нефтяных цен, а, как предсказывает большинство экспертов, цены на энергоносители будут оставаться на низком уровне еще несколько лет. Так что российскому президенту придется столкнуться с такой проблемой, какую ему еще решать не приходилось: управлять Россией в период, когда свет маячит очень далеко — на самом конце туннеля», — подводит итог журналист.
На этот Новый год россиянам придется отказаться от своей прежней привычки встречать праздник в Египте, где они могли наслаждаться морскими купаниями и роскошью по относительно низким ценам, пишет Gazeta Wyborcza (30.12). После катастрофы российского пассажирского самолета это направление для туризма было закрыто, а надежды туроператоров и отдыхающих на то, что страну пирамид сможет заменить Турция, рухнули из-за обострения российско-турецких отношений после инцидента с российским бомбардировщиком. Поездки в другие теплые страны, даже в популярный у россиян Таиланд, рассказывает газета, доступны все меньшему количеству россиян, поэтому многие путешественники решают отказаться от горячих песков и отправиться в Венгрию или Чехию — «две страны Евросоюза, которые в России пока любят».
Провести новогодние праздники за границей россиянам помешает не только падение реальных доходов, запрет на продажу путевок в Турцию и Египет, но и введение ограничений на посещение ряда стран для различных профессиональных групп, в частности, сотрудников полиции, таможни, спецслужб, Генеральной прокуратуры и судов, отмечает Rzeczpospolita (29.12). От заграничных поездок придется также отказаться должникам (которых в России насчитывается около 1,4 миллиона) и представителям российской элиты, попавшим под действие западных санкций. Спад туристического потока отмечается даже в традиционно любимых российскими туристами Литве, Латвии и Эстонии, зато наблюдается рост популярности лыжных курортов Кавказа и Сибири, где «правят баня, икра и беговые лыжи», подводит итог издание.