Турция перешла грань допустимого, сбив российский военный самолет, цитирует бельгийская газета La Libre Belgique (27.11) слова министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова. Однако, президент Эрдоган заявил журналистам в пятницу, что турецкая армия не знала о национальной принадлежности самолета и не сбивала специально российский самолет, а действовала согласно уставу. Россия, в свою очередь, обвиняет Анкару в пособничестве ИГ и требует официальных извинений, от чего Эрдоган уже отказался.
Реджеп Эрдоган защищает свое неоспоримое участие в борьбе с террористами ИГ и отрицает покупку у них нефти, пишет бельгийская газета Le Vif (26.11). Так он ответил в четверг на обвинения Владимира Путина в попустительстве джихадистам. Эрдоган призывает также Россию представить доказательства того, что Турция закупает нефть у «Исламского государства». В противном случае это будет расценено, как клевета. Ранее президент РФ связал уничтожение российского Су-24 с поставками нефти ИГ в Турцию.
На фоне кризиса турецко-российских отношений, вызванного поражением турецкой авиацией боевого самолета ВКС России, Реджеп Эрдоган выразил желание встретиться с Владимиром Путиным в рамках Климатического саммита в Париже, отмечает бельгийская La Province (27.11). Эрдоган заявил также, что не хотел бы, чтобы данный инцидент негативно повлиял на двусторонние отношения. Ранее турецкий премьер Ахмет Давутоглу заявил британской Times, что будет вместе с Россией искать пути снижения напряженности в отношениях.
Президент РФ подписал в субботу указ о введении экономических санкций против Анкары, сообщает бельгийская газета La Libre Belgique (28.11). Речь идет об ограничении ввоза отдельных видов товаров, о запрете чартерного авиасообщения с Турцией и трудоустройства граждан Турции в России, а также о частичной приостановке безвизового режима.
Москва наказывает Анкару экономическим оружием, пишет швейцарское издание 24 Heures (28.11). Первыми жертвами кризиса стали турецкие продукты, составляющие 1/3 турецкого импорта в Россию. Самый большой удар будет нанесен по туризму и энергетическому сектору Турции. Если Москва и не собирается сворачивать свои поставки газа (а Россия обеспечивает 60% потребностей Турции в природном газе), то взаимовыгодные партнерские отношения, а именно проект российского «Росатома» по строительству АЭС на юге Турции или проект газопровода «Турецкий поток», рискуют оказаться под угрозой.
Глубокий дипломатический кризис между Россией и Турцией пока не подает признаков снижения напряженности, отмечает бельгийская La Dernière Heure (30.11). В понедельник Владимир Путин отказался встретиться в Париже со своим турецким коллегой, несмотря на настоятельные просьбы Реджепа Эрдогана. После воздушного инцидента на границе с Сирией Россия выдвинула ряд экономических санкций против Турции. Анкара отказывается принести извинения, на чем настаивает Москва, и продолжает утверждать, что действовала в рамках закона, защищая свое воздушное пространство.
Турция пожинает плоды российского гнева, пишет бельгийская газета Le Vif (1.12). Спустя неделю после воздушного инцидента с военным российским самолетом на сирийской границе, турецкое сообщество в России столкнулось с многочисленными проблемами. После введения Москвой экономических санкций турецкие рабочие выдворяются из страны, закрывается культурный центр, турецких бизнесменов подвергают проверке документов. Объяснение дается во всех случаях одно и то же: нарушение иммиграционного режима, отмечает газета. Кризис в российско-турецких отношениях наносит огромный ущерб также туристической сфере двух стран. Все чартерные рейсы отменены и россиянам рекомендовано не посещать Турцию. Повсюду звучат призывы бойкотировать турецкие магазины.
Швейцарская La Tribune de Genève (27.11) анализирует двойной смысл отношений между Москвой и Парижем. Встреча французского президента с Владимиром Путиным в Москве сразу же показала, насколько сильно разнятся их позиции по сирийскому вопросу. В начале переговоров оба лидера подтвердили наличие единого врага и желание сотрудничать в борьбе против него, особенно после терактов в Париже и крушения российского лайнера над Синаем. Но на этом и закончилась их общность взглядов. Президент Путин ни разу не упоминал группировку «Исламское государство» в то время, как Франсуа Олланд не раз подчеркнул, что «терроризм—это наш враг, и имя ему „Исламское государство“». Это принципиальная разница позиций. Париж не намерен перейти к следующему этапу взаимодействия с Россией, пока Кремль не переориентирует свои авиаудары исключительно на базы ИГ.
США и Россия намерены блокировать финансовые потоки боевиков, отмечает швейцарская газета Le Matin (2.12). Сейчас представители двух стран в Совете безопасности ООН работают над новыми резолюциями, которые позволят парализовать финансовую подпитку организации «Исламское государство». По данным ООН продажа нефти приносит боевикам от 850 тысяч до 1,65 миллиона долларов. «Большая часть усилий России в борьбе с ИГ направлена на то, чтобы перекрыть поступление средств от продажи нефти, а также доступ на мировые финансовые рынки. США преследует те же цели», — цитирует издание заявление представителя США в ООН Саманты Пауэр (Samantha Power). При этом она не уточнила, смогут ли стороны договориться о единой редакции документа.