Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Социолог Денис Волков: Россияне хотят жить, как в Европе, но не следовать ее нормам

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Согласно результатам опроса «Левада-центра», опубликованным 2 декабря, 75% россиян хотят, чтобы их страна наладила отношения с западными странами, 70% желают, чтобы улучшились отношения с Украиной. Но вместе с тем руководство страны, по их мнению, ничего не должно для этого делать. Порядка 65% уверены, что Кремль должен продолжать следовать нынешним политическим курсом.

Согласно результатам опроса «Левада-центра», опубликованным 2 декабря, 75% россиян хотят, чтобы их страна наладила отношения с западными странами, 70% желают, чтобы улучшились отношения с Украиной. Но вместе с тем руководство страны, по их мнению, ничего не должно для этого делать. Порядка 65% уверены, что Кремль должен продолжать следовать нынешним политическим курсом. Этот и другие парадоксы специально для DWобъяснил социолог «Левада-центра» Денис Волков.

DW: С одной стороны, три четверти россиян считают нужным наладить отношения с Западом, с Украиной, но при этом полагают, что Россия должна продолжать свою политику — как вы можете это объяснить?

Денис Волков: На самом деле, объясняется это, как мне кажется, достаточно просто, если судить по результатам фокус-групп. Действительно, большинство считает, что надо сотрудничать с Западом и по Сирии, и по другим вопросам. Но это сотрудничество, говорят они, не получается — не потому, что мы не хотим, а потому что Запад не хочет. Идет отчасти перекладывание вины на Запад, а отчасти есть непонимание того, почему Запад так относится (к России. — Ред.). Не все хотят связывать действия Запада с тем, что Россия сделала с Крымом в обход международных обязательств. Я бы не сказал, что люди этого не понимают, но они не хотят думать о том, почему другая сторона поступает так, как она поступает.

В массовом сознании есть понимание, что для налаживания отношений нужно идти на уступки. Но идти на уступки не хотят, потому что отчасти, нарушая нормы, Россия доказывала, что обретает вновь статус великой державы. Если мы начнем восстанавливать отношения, то мы потеряем, что ли, этот статус, думают они.

— Как желание налаживать отношения увязывается с настроениями, что, например, Украина или НАТО — враги России, которых нужно опасаться?


— Здесь, с одной стороны, есть то, что в сознании многих НАТО — отдельно, США — отдельно, ЕС — отдельно, Запад — тоже, будто это разные вещи. Не всегда, когда человек говорит о НАТО, он понимает, какие именно страны входят в этот альянс. К НАТО отношение всегда было однозначно плохое, а отношение к Евросоюзу резко ухудшилось только после войны санкций. Это можно описать так: хотим быть частью Европы, но не хотим следовать нормам и правилам, которые в Европе приняты.

— Россияне, если верить опросам, Европу разлюбили, но жить они по-прежнему хотят, как в Европе. Как это понять?


— Тут дело в том, что привлекательность Европы, Запада, США сохраняется по-прежнему. Ничего не изменилось в понимании того, что на Западе жить лучше, чем в России. Для большинства определяющим является уровень жизни. Для более продвинутых, для которых слово «Запад» имеет какое-то наполнение, это еще защищенность от произвола, гарантии каких-то благ, медицина.

Тот конфликт, который есть, он имеет еще один пласт — ощущение, что нас на Западе не принимают, а мы хотели бы по-прежнему быть частью если не Запада, то развитого мира. Образ великой державы включает в себя не только то, что мы можем вести себя, как хотим, но и являемся частью цивилизованного мира, где нас уважают. Санкции Запада для многих — сигнал, что нас хотя бы замечают, а не игнорируют. Хотелось бы людям, конечно, другого: чтобы нас признавали равными. Но они считают, что уж лучше конфронтация, чем то, что тебя не замечают.

— На фоне конфликта с Турцией в эфире государственных российских телеканалов раздались призывы к войне, в том числе с использованием ядерного оружия. А что говорят результаты опросов об отношении россиян к войне?


— Большинство не хочет никаких войн никогда. По разным опросам и разным случаям выявляется условная фракция «ястребов» — где-то 20 процентов тех, кто выступает за какие-то радикальные и агрессивные действия, неважно в чей адрес — будь то США, Турция или еще кто-то. Это достаточно стабильная группа.

Еще есть от 5 до 10% скорее сочувствующих другой стороне, которые активно выступают за мир — за сотрудничество и с международными организациями, и с Европой, и с Украиной и с кем бы то ни было. А большинство поддерживает действия властей, потому что считает, что, скажем, никакой войны нет с Украиной или же считает действия правительства вынужденными, например, после теракта. Но до тех пор, пока это не связано с большими жертвами или издержками.

Для российских элит, мне кажется, важно поддерживать агрессивные настроения, чтобы руки были развязаны, чтобы было больше свободы для маневра. Но зачастую эти агрессивные 20 процентов сами ни в чем участвовать не хотят. Если посмотреть на них — это, с одной стороны, молодежь, среди которой уровень анализа действительности один из самых низких. А с другой стороны, это наиболее обеспеченные люди, которые сами-то воевать не пойдут и детей не пустят, но могут себе позволить быть агрессивными. Это не все, но крупные группы внутри «ястребов».

— А чем агрессивные настроения отличаются от времен СССР?


— Открытых социологических исследований тогда не было, так что сложно говорить. В советское время доктрина была такова, что мы не будем использовать ядерные бомбы. А теперь ядерная риторика стала намного более открыто и свободно эксплуатироваться.

Например, заявление Жириновского надо воспринимать как тестирование общественного мнения. Но вот то, что президент, если вспомнить, в фильме про Крым говорил о возможности применения ядерного оружия, это более серьезно. Но на фокус-группах большая часть говорит, что они не верят в серьезность таких слов, думая, что он хочет Запад просто припугнуть. Но в общем, если раньше было табу на эти темы, то сейчас это табу снимается.

Обсуждение
Комментариев: 40
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
N9
N 99
5 декабря 2015, 04:42
"Идет отчасти перекладывание вины на Запад",- как можно переложить вину Запада на Запад, Денис, ты дурак или провокатор? "— Как желание налаживать отношения увязывается с настроениями, что, например, Украина или НАТО — враги России, которых нужно опасаться?",- очень просто, россияне хотят, что бы страны Запада перестали быть врагами и недобрыми соседями, а та чушь, которую несет Денис, просто чушь. "Для большинства определяющим является уровень жизни. Для более продвинутых, для которых слово "Запад" имеет какое-то наполнение, это еще защищенность от произвола, гарантии каких-то благ, медицина",- есть такое дело у "большинства": с помощью плохо работающих законов нажить себе состояние здесь и свалить на Запад под гарантии. Ещё есть значительно более многочисленное офисное быдло, которое мечтает жить как в Европе, а работать так же, как работает сейчас в наших быдлоотстойниках. Вторые просто не понимают того, что на Западе им в офисах и полов мыть не доверят, но мечтает, мечтает, мечтает... "Но зачастую эти агрессивные 20 процентов сами ни в чем участвовать не хотят. Если посмотреть на них — это, с одной стороны, молодежь, среди которой уровень анализа действительности один из самых низких",- вот это не в бровь, а в глаз! Весь интернет полон стонами "Доколе, Россия, восстань против рэжыма!!" и т.д., но НИ КТО из этих провокаторов не готов пожертвовать собой и своим личным временем. Других под танки толкнуть,- это да, это они не против были бы, но вот беда,- дураков Власть уже передавила. Как говорил Владимир Семенович: "Сумасшедших нонче мало, вот и нету вожаков", а те немногие существующие, если их потереть немного, оказываются вовсе не сумасшедшими, а максимум полоумными и на западном корму.
!
!van
5 декабря 2015, 06:55
— Здесь, с одной стороны, есть то, что в сознании многих НАТО — отдельно, США — отдельно, ЕС — отдельно, Запад — тоже, будто это разные вещи Хотелось бы увидеть хоть одного из этих "многих". В отличии от великого АНАЛитика Дениса большинство россиян в сортах дерьма не разбирается.
Э
ЭР
5 декабря 2015, 07:10
...мы уже, последние лет 10, живем лучше чем в Европе, а уж соблюдать традиции этой выгребной ямы, не приведи господь.
m
misterlotus
5 декабря 2015, 08:08
"Для более продвинутых, для которых слово «Запад» имеет какое-то наполнение, это еще защищенность от произвола, гарантии каких-то благ, медицина." *вылез из-под стола, утёр слёзы* Спасибо! Хорошо, когда день начинается с хорошей шутки!
i
interface
5 декабря 2015, 08:09
вот на фига соц.опросы проводить, если социологи "Левада-центра" и без них все за россиян расскажут и разобъяснят, о чем думают дарагие россияне и о чем они даже не подозревают, начиная с простого народа, быдла необразованного, который не в курсах, что США и НАТО вместе, а не отдельно, и заканчивая российскими агрессивными элитами. Вот было бы понятно, если б это немец у француза интервью брал...а тут сидят два русских и несут пургу.
0
0ncnjqybr
5 декабря 2015, 09:54
Дык, россияне только мешают...
A
Avant
5 декабря 2015, 08:33
Но вместе с тем руководство страны, по их мнению, ничего не должно для этого делать. Порядка 65% уверены, что Кремль должен продолжать следовать нынешним политическим курсом. Этот и другие парадоксы специально для DWобъяснил социолог «Левада-центра» Денис Волков. __________________________________________ Тунеядец глуп и не владеет материалом; он не изучал высшей математики, теоретической физики, механики, аэродинамики валенка в жидкой среде. Вот что говорят признанные специалисты: Добро должно быть с кулаками. Добро суровым быть должно, чтобы летела шерсть клоками со всех, кто лезет на добро. Добро не жалость и не слабость. Добром дробят замки оков. Добро не слякоть и не святость, не отпущение грехов. Быть добрым не всегда удобно, принять не просто вывод тот, что дробно-дробно, добро-добро умел работать пулемёт, что смысл истории в конечном в добротном действии одном – спокойно вышибать коленом добру не сдавшихся добром! (С) Станислав Куняев "Вот в таком вот аксепте" (С)
С
СВС
5 декабря 2015, 15:37
Avant, мнение признанных специалистов по этому поводу подняло настроение на весь день! :)
злющий
5 декабря 2015, 08:45
Волк позорный...
Чтоб я так жил
5 декабря 2015, 08:46
Смешной Денис-продажная шкура не понимает, что россияне в большинстве своём прекрасно понимают, что хочет Запад и почему окрысился на Россию. Всё просто: "Америка всегда права, доллар - всему голова." Кто против Омериги, тот враг "цивилизованного" мира. США хочет и дальше жить за счёт всего мира, стирая границы, свергая избранные и неизбранные народами правительства, уничтожая и ограбляя народы, превращая весь мир в блошиный рынок, а себя в хозяина-крышевателя-полицейского в одном лице. Когда "элиты" Запада будут уничтожены, вот тогда и наступит мир и благодать. Западу на Украине делать нечего. Россия 25 лет не вмешивалась в дела Украины, а США только и делала, что лезла как скопище тараканов вл все щели, навязывала свои правила, всучала свои деньги-фантики банка им.Папандопуло. Затем, с помощью свои купленых единомышлеников решила не заниматься фальсификацией выборов, а просто свергнуть вооружённым антиконституционным путём. А недовольных запугать или уничтожить (как в Чили времён Альенде-vs-Пиночет, тогда не было разговоров о демократии, тогда пугали коммунистами). Американской форме "демократии" глубоко наплевать на обычных людей, которых они либо жестоко эксплуатируют либо оставляют умирать без средств существования. Зато кучке "приближённых" откоываются широкие возможности.
0
0ncnjqybr
5 декабря 2015, 09:38
Страшен гнев подзаборных социологов, а выводы - удивительны.
а
ай_маладца
5 декабря 2015, 09:38
Определяющим для уровня жизни социума есть КПД или уровень производительности труда. Произвести на руб а съесть на два? Дискуссия закончена. Денис наглый провокатор.
6
67zhuk
5 декабря 2015, 09:44
Я бы, сказал так. Россия будет жить лучше Европы. И не зависит, хочет этого Европа или нет.Ну, а их ценности, нам абсолютно чужды. и уж тем более, Россия не хочет интегрироваться с ЕС. Это - мечта Украины.
5 декабря 2015, 11:53
"Социолог Денис Волков" - а можно я тоже назовусь "социологом"? "Денис Волков (1983 г. р.) социолог, PR директор Левады Центра, окончил Торгово экономический университет по специальности «Мировая экономика», экономический факультет Манчестерского университета и политологию в Москве, занимался исследованиями гражданской активности в России, был в эфире «Эха Москвы» и RFI." Факультет "мировой экономики" есть только в "Российскиом государственном торгово-экономический университете" ((РГТЭУ). Но само это заведение образовалось в 2002г из "слиянием Московского государственного университета коммерции (МГУК), Московского торгово-экономического техникума и Московского технологического колледжа питания." Т.е. получается - выпускник колледжа и техникума питания нам пытается что то впарить. А не пошёл бы он... учится?
DH
Dead Hand
5 декабря 2015, 12:39
Бла бла бла, очередной откопаный из помоев россиянин все прояснил, почему мы то и се. Я просто хренею как они все туда то лезут (особенно когда никаких талантов нет, идут учить других как нодо делать то или почему происходит это, а еще с богом начинают разговаривать, вернее вместо него), ну кто чем не занимается, лишь бы не работать. Скоты.
bsmr
5 декабря 2015, 13:14
Это тот самый случай, когда комментарии интереснее самой статьи!
5 декабря 2015, 14:16
"на Западе жить лучше, чем в России"? У нас хотя-бы нет розово-голубых семей, которые,усыновляя дитя, его пол указывают как "оно", типа "само" разберется,кем быть, когда вырастет.
zwaan
5 декабря 2015, 14:22
"Нам Европа-остолопа Нипочём, нипочём, Мы Европу-остолопу Кирпичом, кирпичом, Мы Европу-остолопу Кулаком, кулаком! Мы Европу-остолопу Каблуком, каблуком!"
5 декабря 2015, 14:42
Во все времена Россия была как огромная территория,населенная варварами.
0
0ncnjqybr
5 декабря 2015, 16:02
С такими антифашистами, фашисты вовсе не нужны.
0
0ncnjqybr
5 декабря 2015, 16:00
"– А если убедить ее прислушаться к голосу разума? – с надеждой спросил мой личный секретарь. Объяснил ему, что Люси – будущий социолог. – А-а, понятно, – погрустнел он." (Джонатан Линн, Энтони Джей "Да, господин министр" Из дневника члена кабинета министров достопочтенного Джеймса Хэкера, члена парламента) Кто не читал - рекомендую.
n
neputin
5 декабря 2015, 18:28
Россияне понимают, что демократия это свобода, но бояться еЁ. Им страшно объединяться в партии, группы против плохих чиновников, организовывать протесты и участовать в изменении законов. Они думают что у них есть права, но не представляют свои права как неотъемлемую часть себя. Они готовы терпеть притеснения и тайно ненавидеть свою власть без поиска возможностей еЁ мирного изменения. потому что, годы правления диктаторов уничтожили смелых и независимых людей в России.
b
babayaga11
5 декабря 2015, 19:45
neputin, Чёоо? Нам майдан не нужен, а с властью надо бороться на местах, не вынося мусор из избы. И вообще - наша семья - это личное дело России, и нефиг совать свой нос в чужие отношения! Непутиным надо разобраться сначала с терроризмом, потом с нарушением прав в Катаре и Саудовской Аравии, а потом просто засунуть язык в то самое место.
n
neputin
5 декабря 2015, 21:37
babayaga11, Мусор всегда надо выносить, открытость - это основа демократии. И именно на местах, когда в город организовать группа, который громко обвинять мэр в нарушениях и никто не трогать эту группу, потому что она в своем праве. И не путать открытые отношения со страхом перед местной мафия. А Катар и Саудовская Аравия, это внешняя политика, где дружба с теми кто, усиливает вас в борьбе с оппонентами выгодна, даже если это сомнительные союзники. В политике нет места благородству, а есть место выгоде для своего государства.
zwaan
5 декабря 2015, 19:46
neputin, Кто Вам настолько промыл мозги, что Вы всерьез полагаете, что все без исключения народы только и ждут вашу демократию? Засуньте ее поглубже себе в карман и прекратите эти проповеди. Они опасны, наивны и смешны...
n
neputin
5 декабря 2015, 21:31
zwaan, Тогда что вы ждать, добрый царь, что ли? Так вы сами его убивать в свое время.
zwaan
5 декабря 2015, 22:02
neputin, Россия добрый царь нехорошо для. Никто хорошо добрый царь для. Россия хорошо Сталин, Сталин 2.0, Сталин 3.0 .... Сталин заботиться народ, народ любить Сталин.
n
neputin
5 декабря 2015, 22:29
zwaan, Вы сталинист или Grammar nazi? Почему вы так боитесь демократии?
Фрейлина
5 декабря 2015, 23:09
neputin, потому что демократия, это та же диктатура. Фашистская демократия. Во имя этой "демократии" уничтожают целые страны и народы. Эта "демократия" позволяет своим баранам походить по улицам с барабаном и свистком, в окружении полиции. А иначе, демократической дубинкой, газом и резиновыми пулями...в лучшем случае.
zwaan
6 декабря 2015, 00:38
neputin, ни то, ни другое, ни третье... Но Бог свидетель, какую ненависть в нормальном человеке может вызвать разглагольствующий янки или красношеий, который вообразил, что имеет право поучать весь мир, поверил своим верховным жрецам, что действительно обладает некой исключительностью...
u
underrock89
7 декабря 2015, 16:42
zwaan, neputin пендобот или кто0то типа того. Ты по-внимательней на его обороты речипосмотри. Явно нерусский вбросометатель недоучил падежи в европейских училищах.
u
underrock89
7 декабря 2015, 16:42
zwaan, neputin пендобот или кто0то типа того. Ты по-внимательней на его обороты речипосмотри. Явно нерусский вбросометатель недоучил падежи в европейских училищах.
5 декабря 2015, 21:13
neputin, ну что вы пишите все время какой-то детский лепет? Вы что, действительно думаете, что мы не знаем какая в США "свобода"? Как люди преследуются за инакомыслие, как с оружием в руках разгоняются мирные демонстрации, какая рассовая ненависть, какой полицейский произвол? Полноте, мистер. Все мы прекрасно знаем. Понятно, что обычным гражданам США промывают мозги так, как наверное никому в мире. Да и к тому же выгодно пользоваться всем тем, что ваше правительство, практически награбило со всего остального мира. Так что вы свою жену поучайте как гренки делать, а давать оценку другим по вопросам которых не понимаете не стоит.
n
neputin
5 декабря 2015, 21:30
gent, мы просто подождем когда Путин уйти от власти. Где гарантии, что другой ваш президент будет лучше? У нас президент не имеет такой абсолютной власти. Сенат, конгресс, вот где власть. И мы всех выбирать и обсуждать. Капитализм есть первенство самых находчивых. Почему вы не награбить? Потому что вас самих ограбить путинские олигархи. Вы уже истратили резервы, а демократии нет. Мы просто ждать год, два и Путин уступать, разрешать народ еще партия и свободы.
5 декабря 2015, 22:14
neputin, демократия никогда не имела ничего общего со свободой для всех людей. Всегда это был инструмент обеспечения свободы одной группы за счет свободы другой группы людей. США развило данный инструмент и сделало его изощренным оружием, которое применяет по всему миру, сеет хаос, ввергает миллиарды людей в бедность за счет ограбления и, фактически, убивает их. Это нельзя ничем оправдать. По этой причине для меня и для многих в России, да и во всем мире, демократия не является ценностью, более того, является злом, которому необходимо противостоять. Людям необходима не демократия, а справедливость, чтобы каждый мог используя свои возможности жить и развиваться, а общество в целом не бросалось в крайности, когда одни умирают с голоду и от болезней, а другие не знают как еще потратить свои ресурсы. Будет ли это обеспечено тем или иным способом не является принципиальным. Справедливость - вот ресурс, который может принести мир и небывалое развитие людям. Пройдет время и люди придут к этому неизбежно, поскольку все остальные "демократии" окажутся попросту недостаточно эффективными. Но я согласен с вами в том, что обеспечение справедливости должно быть стабильным и не зависеть существенно от той личности, которая в данный момент находится на вершине власти.
n
neputin
5 декабря 2015, 22:35
gent, Справедливости нет. Есть государство, которое притесняет всех ради стабильности. Нет свободы для всех, есть права для каждого. Вы не боретесь за свои права, потому что власть всегда готова проявить сильную агрессию в ответ на ваше сопротивление, поэтому вы обманываете власть. Вы похоже бывший большевик, а большевизм это тупик власти. Даже Китай отказался от большевизм в пользу меньшевизм или троцкизм, мне это трудно понять.
6 декабря 2015, 00:14
neputin, согласен с вами, что в США справедливости нет, потому, что и цели такой никогда не ствилось, а значит и ваша хваленная демократия -попросту ширма для махинаций и преступлений. И кстати, я никогда не был, не являюсь и не буду большевиком или приверженцем какой либо другой партии. Я не испытываю иллюзий относительно власти и не думаю, что возможна абсолютная справедливость. Однако, когда речь идет о миллиардах обездоленных людей, о десятках ограбленных и даже полностью разрушенных стран, о пренебрежении международными правами - и все под лозунгом "За свободу, за демократию" - то со справедливостью, нравственностью и здравым рассудком - явные и большие проблемы. Нужно быть реалистом, долго такие вещи не могут продолжаться и за весь бардак кому-то придется заплатить сполна. Интересно кому?
А
Альфонс
6 декабря 2015, 03:03
gent, ржунимагу! Невозможно бояться демократии, ибо такого явления не существует.
5 декабря 2015, 21:44
Что же... на всякого мудреца довольно простоты... По этой причине, как ни стараются англосаксы, их ложь не пройдет. Поздно или рано, но именно безнравственность явится причиной их краха...
ES
Envy Serb
6 декабря 2015, 05:47
> Для более продвинутых О!!! Синоним российским "свидомым" придумали?
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем