Анализ бюджета может помочь многое понять. Журналистам NPR и The Guardian недавно удалось получить бюджетные данные за январь 2015 года провинции Дайр-эз-Заур (восток Сирии), которая находится под контролем Исламского государства. Благодарить за это нужно Аймена Джавада аль-Тамими из Кардиффского университета.
В результате мы узнаем, что доходы поступают главным образом от конфискаций (44,7%), продажи нефти и газа (27,7%), налогов с населения (23,7%) и электричества. Подсчет ведется в долларах США.
ИГ не скрывает своих преступлений
В NPR в свою очередь внимательнее присмотрелись к конфискациям: «17 домов, 80 машин, 480 000 долларов, 180 000 000 квадратных метров земли, 1 200 пачек сигарет, 1 320 овец и 50 коров».
«Удивительно, насколько подробно все описано, и то, как честно ИГ по поводу совершаемых им преступлений».
Американская радиостанция также рассказывает о перепродаже древностей и том, как четко все организовано.
Завышенные тарифы
Среди расходов провинции за январь на первом месте стоят выплаты солдатам (43,6%). Все это, как отмечают в NPR, формирует нечто вроде параллельной экономики, в которой существует два типа товаров: одни для членов ИГ, другие — для всех остальных.
«Как говорит Мухаммед, солдаты Исламского государства сорят деньгами. При нем один из них как-то отдал 50 долларов за шоколадку. И в магазинах поняли, что могут заставить их платить безумные деньги за любимые вещи. (…) В первую очередь это касается западных продуктов, особенно сладостей вроде Snickers и Twix».
Кебабы и госуслуги
Кроме того, они любят гамбургеры, пиццу, кебабы, красивые машины и дезодорант Axe, «иначе говоря все то, что популярно у подростков».
Что касается остальных расходов, по данным The Guradian, лишь 17,7% из них идет на госуслуги.