Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
СМИ Турции: враждовать легко, дружить — сложно

Обзор публикаций о России, 7–13 декабря

© AP Photo / Burhan OzbiliciТурецкие газеты
Турецкие газеты
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Турецкие СМИ продолжают комментировать инцидент со сбитым Су-24 на турецко-сирийской границе и возникшую после этого напряженность в российско-турецких отношения. Отмечается, что, несмотря на сигналы к диалогу со стороны Анкары, Москва продолжает использовать язык угроз и тем самым разжигать кризис. И это не идет на пользу ни России, ни Турции, ни региону в целом.

Говоря о причинах инцидента с Су-24, автор статьи в Yeni Çağ (12.12) склонен полагать, что беспокойство Турции было вызвано не столько ударами российской авиации по позициям туркмен, сколько тем, что военные операции России в Сирии ориентированы на критически важный регион в САР — Латакию. Ведь именно падение Латакии станет важнейшим этапом на пути к реализации замыслов Эрдогана, который с 2011 года нацелен на устранение режима Асада и приход на его место «Братьев-мусульман».

Согласно Star (7.12), дело отнюдь не в разной сирийской политике Москвы и Анкары, а в том, какую роль в действиях России до и после «самолетного кризиса» играет стиль руководства, психологические потребности и модель принятия решений президента Путина. По словам издания, с имперскими амбициями и психологией рискующего лидера Путин пошел на конфликт с Западом, совершил вмешательство на Украину и в Грузию, активно вмешался в Сирию, но Европа и США так и не дали адекватного ответа на эту агрессивную политику. «Турция сбила российский самолет именно в тот момент, когда все шло так, как и хотел Путин», — пишет издание, отмечая, что в этих условиях главная потребность Путина — спасти свой имидж и отомстить.

В другой статье этого издания (Star, 10.12) отмечается, что самолетный инцидент — естественное продолжение периода, начавшегося после аннексии Крыма и падения цен на нефть почти на 70%. Российский народ оказался в «экономическом тупике», ответственность за который несет руководство страны, сделавшее зависимой российскую экономику от доходов от продажи нефти. А действия России в Сирии сродни «панической атаке» типичного «нефтегосударства». Автор убежден, что «договариваться» с Россией бесполезно, сейчас настало время «решительного сдерживания».

В некоторых материалах (Yeni Şafak, 9.12; Habertürk, 10.12) усматривались намеки на умышленное подстрекательство Турции со стороны западных сил сбить Су-24 с тем, чтобы испортить ее отношения с Россией, а также подорвать имидж президента Эрдогана и Турции на региональной и международной арене. При этом «за проблемы с Россией придется платить Турции», подчеркнула Habertürk (10.12).

СМИ анализировали реакцию российской стороны на самолетный инцидент и его последствия, не обойдя вниманием заявление президента РФ Владимира Путина о том, что «власти Турции не отделаются помидорами» и еще не раз пожалеют о содеянном.

Обозреватель Dünya (7.12) задается вопросом: гнев Путина рационален или обусловлен вспыльчивостью? Автор приходит к выводу, что сегодня «гнев» в адрес Турции дает России ряд преимуществ. Во-первых, в период, когда цены на нефть сохраняются низкими, а экономическая ситуация в России — нестабильной, у Москвы появляется возможность отказаться от инвестиций в строительство трубопровода «Турецкий поток» и АЭС «Аккую» (или перенести сроки реализации данных проектов). Во-вторых, Россия получает возможность «оправдать» дислокацию С-400 на севере Сирии, интенсифицировать атаки на сирийских туркмен и обеспечить контроль сирийских правительственных сил над этими районами. В-третьих, новым внешним спором Москва отвлекает внимание от ряда проблем, которые повлекла за собой «аннексия» Крыма.

По словам колумниста Yeni Şafak (9.12), реакция русских на сбитый Су-24 и напряженность с Турцией выглядит «по-ребячески разъяренной». В качестве примера автор приводит инцидент с российским кораблем в проливе Босфор, на палубе которого находился моряк, вооруженный гранатометом. В период холодной войны или до нее этот инцидент мог быть воспринят как серьезная угроза, а сейчас это выглядит, как минимум, странно.

Некоторые проправительственные издания (Akşam, 8.12; Star, 9.12) предположили, что в ответ на самолетный инцидент Россия попытается разжечь кризис внутри Турции и с этой целью начать сотрудничать с такими организациями, признанными в Турции террористическими, как Рабочая партия Курдистана (РПК) и «Джамаат Гюлена». На обломках сбитого самолета Россия будет делать все возможное, чтобы загнать Турцию в угол не только во внешней, но и во внутренней политике, отмечает Star (9.12).

Может ли Россия пойти на газовые санкции в отношении Турции? Таким вопросом задается автор статьи в Yeni Şafak (7.12), отмечая, что в таком случае России придется заплатить высокие компенсации, предусмотренные в российско-турецких газовых контрактах. Однако Турции не стоит довольствоваться только этим фактом, разногласия с Россией и их возможные энергетические последствия должны мотивировать Турцию сокращать свою зависимость от России в энергетике, пишет журналист.

После инцидента с Су-24 Россия получила возможность с еще большей решительностью продолжать операции в Сирии, пишет обозреватель Cumhuriyet (7.12), рассматривая этот инцидент как часть конфликта Востока и Запада, в котором Турция представляет Запад и НАТО, а Россия — Восток как одна из ведущих сил ШОС, построенной совместно с Китаем против Запада.


К одному из важнейших последствий инцидента с Су-24 обозреватель Radikal (10.12) относит поддержку, которую союзники Турции по НАТО оказали Анкаре. Кроме того, отмечает журналист, Турция показала, что при защите своих границ она способна на самую жесткую реакцию.

Вслед за президентом Эрдоганом, обвинившим Россию в торговле нефтью с ИГИЛ, с критикой на Россию обрушилась и Star (7.12). Газета указала на Георга Хасвани (George Haswani) как на якобы «субподрядчика» русских в Сирии и основного посредника в торговле нефтью между ИГИЛ и Асадом и, в том числе, поставках ворованной нефти в Россию. Отмечалось, что нефть у ИГИЛ покупают Хасвани, некоторые российские бизнесмены и Асад, а «наглая ложь» Путина в отношении Эрдогана и членов его семьи — не более чем попытка мобилизовать националистические настроения российского народа.

Другое проправительственное издание (Akşam, 9.12) сообщает, что режим Асада покупает нефть у ИГИЛ при посредничестве России, для которой ИГИЛ — это одновременно и «источник неплохого дохода», и способ «оправдать» ее пребывание в регионе. Если бы не ИГИЛ, могли бы русские так беспечно действовать в регионе? Автор приходит к выводу, что и присутствие русских в Сирии, и жизнь дамасского правительства зависит от устойчивости ИГИЛ и терроризма в регионе.

Некоторые издания обратили внимание на информацию Reuters о приостановке РФ строительства АЭС «Аккую». Сообщая об опровержении этих сведений со стороны энергетического ведомства Турции, Akşam (10.12) предполагает, что это мог быть спланированный Россией «информационный вброс» с целью оказания давления на Турцию. При этом в случае прекращения строительства АЭС потраченные 3,5 миллиарда долларов будут выброшены на ветер, кроме того, России придется заплатить высокие компенсации.

По мнению журналиста Habertürk (10.12), самое страшное, что может произойти с проектом АЭС «Аккую», — это замедление темпов строительства станции, при котором стороны будут стремиться избегать заявлений о каких-либо помехах на этом направлении.

С самолетным кризисом между Россией и Турцией Star (11.12) связывает обострение напряженности и начало вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе. Отмечается, что в этом вопросе Армения всегда занимает позицию в соответствии со стратегиями Москвы, а то, что «на санкции, которые Россия стремится ввести против Турции, Азербайджан ответил укреплением отношений с Анкарой», не могло не вызвать беспокойства РФ.

Кризис, вспыхнувший между Россией и Турцией, по мнению Yeni Çağ (10.12), способен иметь внутренние и внешние, прямые и косвенные, социальные и политические эффекты, поэтому важно не допустить, чтобы он стал «орудием» в чьих-то умелых руках.

Председатель Союза российских и турецких предпринимателей Наки Карааслан (Naki Karaaslan), согласно Zaman (11.12), выразил надежду на то, что в отношениях Москвы и Анкары (ухудшившихся по причине самолетного кризиса) возобладает «здравый смысл». Ведь Россию и Турцию связывают трубопроводы и такие гигантские проекты, как АЭС «Аккую».

По словам Dünya (9.12), Турция не может жертвовать российским рынком, который так непросто завоевывался. Несмотря на то, что введенные Россией ограничения вступят в силу с 1 января, экспортеры уже говорят о наличии серьезных проблем на российском направлении, а турецкие политики стремятся приуменьшить масштабы российско-турецкого кризиса, пишет издание.

Турция и Россия не могут отказаться друг от друга, подчеркивает колумнист Yeni Şafak (10.12), полагая, что по прошествии определенного времени диалог между странами неизбежно возобновится.

Если Россия перекроет газовые вентили, это парализует всю страну, а в краткосрочной перспективе Турция не сможет заменить Россию другими поставщиками газа, отмечает Cumhuriyet (11.12).

По мнению главы Ассоциации импортеров и экспортеров природного газа Фатиха Балтаджи (Fatih Baltacı), самолетный кризис не отразится на газовой торговле двух стран в долгосрочной перспективе (Zaman, 12.12). В этой связи отмечается, что газовая торговля между Турцией и Россией насчитывает порядка 30 лет, и все это время объем газовой торговли продолжал расти, несмотря на напряженность, которая время от времени возникала между двумя странами по политическим причинам. По выражению Балтаджи, Россия и Турция в каком-то смысле состоят в «католическом браке», расторгнуть который очень трудно.

Враждовать легко, дружить — сложно, пишет журналист Milliyet (10.12), предупреждая, что враждебность Турции и России обусловлена ходом исторического процесса, а «потепление», которое наблюдалось в отношениях России и Турции с окончанием холодной войны, вмиг улетучилось, когда возник «самолетный кризис».

Для колумниста Milliyet (11.12) очевидно, что вернуть отношения двух стран в прежнее русло будет очень сложно. И эта напряженность оборачивается высокой ценой не только для Турции, но и для России (все большая вовлеченность в сирийскую войну, растущие военные расходы, риск углубления экономического кризиса и роста террористической активности в России).

По словам обозревателя Habertürk (11.12), напряженность, которая в последнее время продолжается между Россией и Турцией, превратилась в «пропагандистскую войну» в РФ, и отныне телевизионное вещание в России стало иметь полностью антитурецкую направленность. Кризис с Турцией заставляет русских вспомнить сказки, которые они слушали в детстве, а в Турции спустя несколько веков они начинают видеть злого духа из этих сказок, пишет журналист.

Важно не «воскресить» русско-турецкую вражду, убежден автор статьи в Cumhuriyet (12.12), ведь после распада СССР отношения России и Турции достигли такого уровня развития, который очень редко наблюдается между странами и народами. Чтобы «самолетный кризис» и «беспощадное убийство российского пилота» не реанимировали русско-турецкую вражду, Турция должна выступить против пребывающих у власти «пособников империализма», а Россия — не допустить туркофобии в своем обществе.