Вся нынешняя внешняя политика США направлена на то, чтобы максимально ослабить Россию, утверждает автор Javan (13.12) Хади Мохаммади (Hadi Mohammadi). Американские чиновники и официальные лица всегда демонстрируют недовольство, когда в их политике по отношению к России кто-то усматривает рецидивы холодной войны, и всячески это отрицают. Однако что же происходит на самом деле?— задает вопрос автор. На деле не видно никаких признаков того, чтобы Белый дом был бы готов признать за Россией в мировой политике роль, эквивалентную США. Современная Россия к этому стремится, а США всячески этому противодействуют. Никуда не исчезает система ПРО из Восточной Европы, под предлогом нестабильности на Украине происходит дальнейшая милитаризация Европы, наращивание обычных и стратегических вооружений, развертывание сил быстрого реагирования, сосредоточение наступательного вооружения в Восточном Средиземноморье и в странах-«новичках» НАТО — ближайших соседях России, продолжается курс на расширение НАТО на Восток с включением в него стран постсоветского пространства. И это все не слова, а реальная политика, продолжает автор. Все это совершается если не во имя грядущего военного конфликта с Россией (на что натовские стратеги, думается, все же не пойдут), то уж точно во имя ее дальнейшего ослабления и изоляции.
При этом политика США, направленная на ослабление России, не сводится к сфере чисто военной, она охватывает также область геополитическую и геоэкономическую, продолжает Мохаммади. Она подразумевает скрытую поддержку терроризма на Ближнем Востоке (едва ли не главную «головную боль России»), курс на сталкивание с РФ государств региона (что видно на примере Турции), политику экономических санкций, стимулирование процессов в глобальной экономике, которые могли бы больнее всего ударить по экономике России. Последнее наиболее явно просматривается в падении цен на нефтегазовые ресурсы, — процессом, который явно дирежируется за океаном, а также ближневосточными «друзьями» США.
Все это продиктовано совершенно определенной целью: нейтрализовать Россию как державу, способную быть в мире на первых ролях и представлять одну из ведущих сил в мировой политике, заключает автор.
Что касается обострения российско-турецких отношений из-за уничтожения российского бомбардировщика СУ-24, то есть политики, которые призывают к нормализации отношений двух стран и усматривают в действиях обеих сторон «явные ошибки». В частности, президент Белоруссии Александр Лукашенко призвал обе стороны «признать свои ошибки», выступая на конференции «Политика нейтралитета» в Ашхабаде, отмечает Javan (13.12). На портале отмечается, что данное заявление президент Белоруссии сделал в присутствии президента Турции Тайипа Эрдогана.
На российско-турецкие отношения набросил тень еще один инцидент: российский боевой корабль в Эгейском море открыл предупредительный огонь из-за идущего на сближение турецкого рыболовецкого судна, сообщает Javan (13.12). Россияне пошли на это как на вынужденную меру, дабы избежать столкновения, поясняет издание. Javan также добавил, что в связи с инцидентом Министерство обороны РФ срочно вызвало военного атташе Турецкой Республики.
Тем временем устами посла РФ в Анкаре Андрея Карлова Россия назвала три условия, при которых она готова «простить Турцию»: принесение официальных извинений, наказание виновных в уничтожении российского бомбардировщика Су-24, повлекшем гибель российского пилота, и выплату России денежной компенсации, пишет Hamshahri (14.12). Эти условия дипломат огласил в интервью одной из турецких газет и охарактеризовал их как «безальтернативные», подчеркнуло издание. Также Россия сожалеет по поводу введения экономических санкций, однако в настоящее время изучает возможности введения дополнительных «мер воздействия» в отношении Турции, передало издание слова российского дипломата.
Военное присутствие России и ее участие в сирийском кризисе стало совершенно новым фактором в геополитике Ближнего Востока, отмечает эксперт Института исследований Ирана и Евразии Джeхангир Керими (Jehangir Kerimi) в популярном издании Hamshahri (12.12). Поначалу российское вмешательство в сирийский кризис, приведя к заметному усилению позиций сирийской армии и сторонников центральной власти и правительства САР, вроде бы выглядело как продолжение геополитического противостояния России и Запада, ставшего уже обычным делом в период президентства в России Путина. Но после инцидента с российским самолетом в конце ноября и последовавшего роста напряженности в отношениях уже не столько с Западом, сколько с Турцией, а также ввода турецких войск в северный Ирак, ближневосточный кризис приобрел совершенно иное измерение, грозя полной перестройкой всех привычных геополитических раскладок и схем и даже новой региональной войной с далеко идущими последствиями, рассуждает Керими.
Россия, для политики которой еще во времена СССР Ближний Восток являлся важным регионом, после ельцинского «периода забвения» вновь вернулась к некоторым старым приоритетам своей внешней политики во времена первых двух периодов президентства Путина. А по-настоящему Кремль активизировал ближневосточную политику с началом цепочки арабских революций в 2011 году, которые — не без участия Запада и некоторых ближневосточных государств — стали раз за разом приводить к падению режимов, отличавшихся традиционно стабильными отношениями с Москвой.
Кроме того, для Кремля стало очевидным, что происходящее на Ближнем востоке «дает отголоски» не только на значимом для РФ постсоветском пространстве, в центральноазиатском регионе, но и в самой России — на Северном Кавказе, констатирует автор Hamshahri.
Так или иначе, допустить еще одну революцию, на этот раз в Сирии, Россия не согласилась, и в этом, по мнению Керими, сыграло свою роль не только то, что Россия имеет там единственную средиземноморскую военную базу. Особое значение приобрел турецкий фактор. Новый турецкий внешнеполитический курс «неоосманизма», направленный на усиление влияния Турции на весь Ближний Восток, неизбежно должен был привести к конфронтации с Россией.
В инциденте с российским СУ-24 Турция рассчитывала на усиление конфронтации РФ с НАТО, однако не получила желаемого результата и вынуждена продолжать терпеть военное присутствие мощнейшей ядерной державы не только у своих северных, но и южных границ, рассуждает автор. Это и вызвало активизацию Турции в северном Ираке в качестве компенсации за сокращение влияния в Сирии, пишет Керими. А присутствие Турции в северном Ираке уже явно противоречит и даже угрожает интересам Ирана. Следовательно, сирийский кризис, независимо от того, как сложится судьба ИГ (будет в итоге побеждена эта группировка или нет), в нынешних условиях может иметь последствием глобальный многовекторный конфликт на всем Ближнем Востоке, вовлекая в противостояние самые разные силы — и Россию, и Турцию, и Запад, и Иран, подводит итоги автор Hamshahri.
В настоящее время Россия и Иран не имеют разногласий в позициях по Сирии. Во всяком случае, это подтверждают заявления официальных лиц ИРИ, сообщает центральное издание Keyhan (14.12). Советник иранского МИДа по проблемам Африки и Ближнего Востока Амир Абдоллахиян (Amir Abdollahian) в недавнем заявлении отметил, что обе стороны «со всей серьезностью» помогают сирийской армии в борьбе с терроризмом и «не намерены отступать». Что же касается участия Москвы в боевых действиях против незаконных вооруженных формирований, то это осуществляется при согласии центральных дамасских властей и может расцениваться «не иначе, как положительно», указывает Абдуллахйян.
«Асаду не следует спешить уходить» — это, пожалуй, та главная «весть», которую госсекретарь США Джон Керри привез в Москву на переговоры с российским коллегой Сергеем Лавровым и президентом России Путиным, отмечает Khorasan (16.12). Это уже вторая встреча двух высокопоставленных дипломатов сверхдержав, напоминает издание и отмечает, что отношения России и США за последний период в основном «вертятся» вокруг проблем Сирии и Украины. Похоже, Керри вынес из длительных переговоров в Кремле надежду, что с Россией «все же можно прийти к компромиссу». Отправляясь на переговоры с российским лидером, Керри был оптимистичен и отметил, что «мы могли договариваться даже тогда, когда разногласий у нас было намного больше» — процитировало американского политика издание.
Характеризуя «настрой» главы российской дипломатии, Khorasan указывает, что Лавров обратил внимание на «массу вопросов», прежде всего, в связи с Сирией, которые пока еще остаются нерешенными, в особенности, относительно будущего так называемого «переходного правительства», перспективы которого предполагается обсудить на очередном раунде переговоров в январе между представителями дамасского правительства и оппозиции.
Кроме того, Khorasan обратило внимание на то, что одновременно с переговорами по Сирии в Кремле что-то заставило американского лидера Барака Обаму срочно «отрапортовать» об особых мерах, которые готова именно сейчас, не раньше и не позже, предпринять «Коалиция» в противостоянии с ИГ (ДАИШ). Обама на очередном заседании в Пентагоне подчеркнул, что ИГ не ждет «легкая жизнь в ближайшем будущем», и пообещал буквально каждому полевому командиру «охоту за ним до самого конца».
Информационный портал Javan (13.12) разместил видео запуска ракет с российской подводной лодки и поражение ими целей инфраструктуры ИГ (ДАИШ) на территории Сирии. Россия непрерывно наращивает боевую мощь группировки своих вооруженных сил, занятых в борьбе с ИГ, — теперь в ее арсенал входят еще и подводные лодки, сообщается в комментарии на портале.
Официальные лица России пока никак не прокомментировали информацию, появившуюся в российских СМИ и информагентствах о двоих выходцах из Ирана, якобы отбывающих в России тюремное заключение по обвинению в шпионаже в пользу США, пишет Hamshahri (14.12). Указанным лицам, являющимся гражданами РФ, два года назад было предъявлено обвинение в шпионаже, и в настоящее время они содержатся под стражей, цитирует издание информагентство Fars.
Интересно, что регламент грядущего европейского первенства по футболу позволяет пройти в следующий этап соревнований даже той команде, которая на групповом этапе не одержит ни одной победы, отмечает, комментируя итоги прошедшей в Париже жеребьевки группового этапа футбольного первенства ЕВРО-2016, Вахид Сабэри (Vahid Saberi), автор Javan (13.12). В группе «B» на ЧЕ-2016 судьба свела вместе Англию, Россию, Уэльс и Словакию, сообщает Сабэри. Автор также отметил, что, комментируя итоги жеребьевки, наставник сборной Англии Рой Ходжсон (Roy Hodgson) подчеркнул свое «полное ими удовлетворение». «Со стилем игры сборной Уэльса я хорошо знаком, что до остальных соперников, то для их изучения у меня времени достаточно», — привел Сабэри заявление английского специалиста.