Часто говорят, что лучшее, что есть в футболе, это игроки. Но когда две стороны в собственных разногласиях насколько далеки друг от друга, насколько были Жозе Моуринью (José Mourinho) и его команда, тут уж между ними не приходится выбирать. Футбол это не вселенная Джорджа Лукаса, здесь нет светлой и темной силы: есть люди, которые вынуждены искать взаимопонимания ради общего блага, и, если этого не происходит, есть еще представление о практической невозможности уволить всю команду, когда проблему можно разрешить, насадив на деревянный кол голову одного единственного человека. Тем не менее, правильнее всего прозвучали слова исполнительного директора «Челси» Майкла Эменало (Michael Emenalo), которые он произнес, оправдывая увольнение Моуринью: он сказал, что «у клуба проблемы».
В чем-нибудь да непременно придется обвинить Моуринью. Либо в сознательном расколе групповой солидарности из-за увольнения физиотерапевта Эвы Карнейро (Eva Carneiro), либо в том, что он сделал ставку на игроков, летом победивших в Премьер-лиге и Кубке лиги, но бывших на год старше. Однако и это всего не объясняет: ответ установившейся в раздевалке своего рода «Коринтианской демократии», демонстрирующий недовольство тренером, назвать честным не поворачивается язык. Если и есть то, что Моуринью делает по-настоящему хорошо, то это тренерство — можно не соглашаться с его стратегиями лидерства или общения, с интеллектуальными играми или отсутствием уважения к сопернику, но я не помню, чтобы кто-то когда-либо говорил, что Моуринью плохо работает на тренировочном поле. Но достаточно посмотреть на сегодняшнюю «Челси» в игре, чтобы понять, что ее игроки защищаются, как неженатые, и атакуют, как семейные, что играют они не лучше любителей, собирающихся с утра по воскресеньям погонять мяч.
Роман Абрамович положил конец тому, о чем многие догадывались. Команда не играет, потому что большинство игроков не хотят именно этого тренера. Он решил вопрос, как мог… по крайней мере, пока. Но когда Эменало говорит о «неприятностях» «Челси», то ссылается не только на позицию команды в турнирной таблице. То, что ждет их в дальнейшем, вот, где большая проблема. Поскольку, подобно тому как римский консул Квинт Цепион отказался наградить убийц Вириата, так и Абрамович, похоже, из тех, кто не станет платить предателям.