На недавнем заседании коллегии Минобороны президент России Владимир Путин приказал при проведении антитеррористической операции в Сирии согласовывать действия с силами международной коалиции, которую возглавляет США. Российская сторона ясно дала понять, что готова сократить разногласия с западными партнерами по сирийскому вопросу.
С марта 2014 года под предлогом украинского кризиса западные страны ввели ряд санкций против России, которая вслед за этим начала предпринимать контрмеры, что привело к резкому ухудшению отношений между двумя сторонами.
Санкции обусловили ряд трудностей в экономике РФ. Но и для Запада, в особенности для западноевропейских стран, 2015 год стал тяжелым в связи с контрсанкционными мерами российской стороны. Помимо долгового кризиса Греции, в этом году обострились вооруженные конфликты в Западной Азии и в Северной Африке, особенно в Сирии и Ливии, что привело к массовому наплыву мигрантов в Европу и вызвало крупнейший после Второй мировой войны кризис беженцев. Все это стало для ЕС серьезным испытанием.
Как отметил британский социолог, бывший директор Лондонской школы экономики и политических наук Энтони Гидденс (Anthony Giddens), ключом к решению кризиса беженцев является стабилизация ситуации в Сирии. Он подчеркнул, что для ликвидации кризиса и стабилизации сирийской ситуации необходимо сотрудничество с Россией.
Вместе с затуханием украинского кризиса по мере выполнения минских соглашений, и в особенности после терактов на борту российского лайнера над Синаем и в Париже, ситуация в глобальной борьбе с терроризмом претерпела кардинальные изменения, а в отношениях между Россией и Западом появились позитивные импульсы. Иными словами, совместная борьба против ИГ предоставила шанс для улучшения отношений между двумя сторонами.
С конца сентября по приглашению официальной Сирии авиагруппа ВКС России проводит в Сирии антитеррористическую операцию против ИГ. После того, как в ноябре в Париже произошли террористические атаки, Франция выразила готовность взаимодействовать с Россией в борьбе с ИГ в Сирии и стала направлять свои истребители для нанесения ударов по террористам. В начале декабря Великобритания и Германия также присоединились к ударам по ИГ. Иными словами, Россия и западные страны, несмотря на существующие разногласия, достигли единства в борьбе против ИГ и пресечении разрастания террористической угрозы.
Главный научный сотрудник Центра по изучению мировых проблем информационного агентства «Синьхуа» Шэн Шилян (Sheng Shiliang) отметил, что «Франция, в которой прогремели жестокие теракты, заняла решительную позицию по борьбе с терроризмом. Несмотря на то, что Великобритания и Германия не подверглись прямому террористическому нападению, эти страны также сталкиваются с серьезными террористическими угрозами и поэтому проявляют большую активность в борьбе с террористическими организациями, и в особенности с ИГ». Эксперт считает, что «Россия и европейские страны имеют сходные позиции относительно борьбы с терроризмом, а их мнения в этом вопросе во многим совпадают».
«Более того, российские усилия по борьбе против ИГ могут смягчить напряженность в отношениях с Западом. Антитеррористическая борьба способствует достижению консенсуса между Россией и западными странами», — отметил Сунь Чжуанчжи.
Старший научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Владимир Сотников считает, что «с Германией и Францией у нас взаимопонимание, уже ведутся совместные действия против радикалов ИГ… Перспективы улучшения отношений РФ и Запада в 2016 году есть, если только не возникнет какой-то новый кризис».
В ноябре под предлогом нарушения российским бомбардировщиком воздушного пространства Турции турецкие истребители сбили российский самолет. Представитеи НАТО заявили, что союзники поддерживают право Турции защищать территориальную целостность и воздушное пространство. В итоге инцидент усилил напряженность в отношениях между двумя сторонами.
По мнению Шэн Шиляна, произошедшее свидетельствует о том, что в отношении России западные страны зачастую занимают сходную позицию. Однако он подчеркнул, что в то же время европейские страны и США подходят к России по-разному. США занимают по вопросам Украины и Сирии более жесткую позицию, чем европейские страны. Более того, США также не дают европейским странам выстроить более благоприятные отношения с Россией.
Несмотря на это, и России, и западным странам противостоит общий враг, а международное антитеррористическое сотрудничество остается неизменной тенденцией современности.
Вот уже год с лишним действия коалиции во главе с США в Сирии не приносят успеха. Как только Россия начала бомбить ИГ при сотрудничестве с правительственными войсками Сирии, ВКС России нанесли огромный урон этой организации.
Кроме того, российская сторона способствовала созыву заседаний в Вене по Сирии и проведению диалога между правительством и оппозицией. Все эти важные политические результаты подталкивают Запад к тому, чтобы осознать необходимость сотрудничества с Россией по сирийскому вопросу.
При встрече с Путиным 15 декабря госсекретарь США Джон Керри сообщил, что США готовы работать с Россией, чтобы совместно бороться с террористической угрозой.
Тем не менее сотрудничество в борьбе с ИГ пока не привело к существенному улучшению отношений между Россией и Западом. Обеим сторонам еще предстоит пройти длинный путь.
Как указал Сунь Чжуанчжи, сотрудничество между Россией и западными странами в борьбе с ИГ ведется только на политическом уровне. В экономической сфере сигналов о потеплении отношений между Россией и Западом пока нет. «По вопросу санкций США занимают решительную позицию: Запад не стал отменять введенные санкции и не стал делать соответствующего жеста доброй воли», — отметил он.
«Западные страны должны отказаться от двойных стандартов в антитеррористическом вопросе и смягчить позицию в отношениях с Россией, особенно в экономической сфере, восстановив основу для истинного сотрудничества», — добавляет Сунь Чжуанчжи.