Сектор свежих овощей и фруктов Турции лишился двух своих важнейших рынков. Через неделю вступят в силу санкции России, обращенные против турецкой сельскохозяйственной продукции. А до этого момента из-за военного кризиса с Ираком для нас оказался закрыт и иракский рынок. Экспорт в страны Ближнего Востока идет непростым морским путем.
О событиях, которые поставили сектор свежих овощей и фруктов Турции в тупик, мы беседовали с одним из главных специалистов в этой области, главой Союза экспортеров свежих овощей и фруктов Турции Али Каваком (Ali Kavak). Ситуацию, с которой сегодня столкнулся сектор, и ее возможные последствия он оценил так:
1. С 1 января 2016 года вступит в силу указ, подписанный премьер-министром России Дмитрием Медведевым, о запрете на ввоз некоторой турецкой сельскохозяйственной продукции. За последнюю неделю россияне все же приняли значительную часть товаров, которые простаивали на таможенных постах при въезде в Россию, применившей жесткие меры против Турции и до вступления в силу данного указа. Это событие породило надежды на смягчение позиции России в отношении санкций. Но ни ожидания экспортеров, ни заявления российских официальных лиц не позволяют рассчитывать на ослабление решительности в этом вопросе.
2. Именно на российский рынок турецкий сектор свежих овощей и фруктов экспортирует больше всего продукции. Поэтому санкции, которые собирается ввести Россия, свяжут турецких экспортеров по рукам и ногам. Второй крупнейший для сектора рынок — Ирак. Из-за закрытия таможенного терминала Хабур Турция уже неделю не может ввезти свои товары в Ирак. Грузовики простаивают. Экспортеры оказались в тупике. Определенная часть экспорта идет в страны Ближнего Востока. При этом сухопутный маршрут не используется, товары везут на ролкерах (судно, которое чаще всего используют для перевозки грузовых автомобилей и другой колесной техники, — прим.пер.).
3. Найти «альтернативные рынки», о которых сегодня так много говорят, непросто. 90% внешней торговли свежими овощами и фруктами во всем мире осуществляется в соседние и окружающие страны. Предпочтение отдается близлежащим странам; цель — минимизировать издержки и риск преждевременной порчи продукции. И Турция осуществляет не менее 90% своего экспорта в соседние и близко расположенные государства. Экспорт в дальние страны составляет незначительную часть оборота, менее 1%. Повысить экспорт в государства Дальнего Востока (что сегодня представляется как альтернатива российскому рынку) крайне сложно. С некоторыми из этих стран даже не заключены торговые соглашения, не готова правовая инфраструктура. Какой-то объем отдельных видов продукции Турция экспортирует в Китай (например, грейпфрут, лимон). Но невозможно поставлять в Китай, Японию или другие страны товары, которые мы ранее продавали в Россию и Ирак. В числе альтернативных рынков также называют Катар, Боснию и Герцеговину. Однако население этих стран — два-три миллиона. Потребление свежих овощей и фруктов там очень низкое. Это тоже не вариант.
5. Рынок ЕС — также не альтернатива. Из-за ограничений, которые Россия применяет в отношении ЕС, положение этих стран не слишком отличается от Турции. До кризиса с Россией европейские производители, трейдеры говорили турецким экспортерам: «Продавайте нашу продукцию». Как в этих условиях поставлять наши товары в Европу? На невозможность продажи своей продукции жалуются ведущие производители свежих овощей и фруктов в составе ЕС (Испания, Нидерланды, Италия, Греция, Хорватия), и именно у этих стран в Евросоюзе и закупают овощи и фрукты. Кроме того, европейский рынок плодовоовощной продукции никогда не входил в число основных рынков для Турции. Разве что в Европе возникали проблемы с погодными условиями, и объемы производства были недостаточными — тогда в игру вступала Турция и заполняла образовавшийся пробел. Поэтому для Турции европейский рынок — не альтернатива.
6. Обычно импорт свежих овощей и фруктов в России осуществляют азербайджанцы, чеченцы, татары, узбеки. Они не в силах оказать давление на российское правительство. Поэтому и они вынуждены соблюдать принятое решение. Другого варианта у них нет.
7. На прошлой неделе состоялась продолжительная встреча турецких экспортеров с министром экономики Мустафой Элиташем (Mustafa Elitaş), который ранее возглавлял Союз средиземноморских экспортеров и является человеком, который не понаслышке знает сектор и его проблемы. Но в возникшей ситуации и ему было сложно что-либо предпринять.
8. Виды продукции, которые были названы в указе, подписанном российским премьером Медведевым в конце ноября, и запрещены к ввозу в Россию, включают (в соответствии с классификацией товаров таможенных органов):
0207 14 Части тушек и субпродукты кур домашних, замороженные
0207 27 Части тушек и субпродукты индеек, замороженные
0603 12 Гвоздики, свежие
0702 00 Томаты, свежие или охлажденные
0703 10 Лук репчатый и лук шалот, свежий или охлажденный
0704 10 Капуста цветная и брокколи, свежие или охлажденные
0707 00 Огурцы и корнишоны, свежие или охлажденные
0805 10 Апельсины, свежие или сушеные
0805 20 Мандарины (включая танжерины и сатсума); клементины, вилкинги и аналогичные гибриды цитрусовых, свежие или сушеные
0806 10 Виноград, свежий
0808 10 Яблоки, свежие
0808 30 Груши, свежие
0809 10 Абрикосы, свежие
Для Турции важнее всего три вида продукции: помидоры, цитрусовые, виноград. На их долю приходится порядка 80% совокупного экспорта Турции в Россию.
Таким образом, с 1 января 2016 года российский рынок, который Турция шаг за шагом завоевывала с 1990-х годов, станет для нее запретным. А из-за военного кризиса с Ираком мы потеряли и второй по величине экспорта турецких овощей и фруктов рынок. Сектор оказался в тупике. Большая часть произведенных в этом году продуктов превратится в мусор. Если проблемы с Россией и Ираком решить не удастся, то в ближайшем будущем у сектора нет никаких перспектив.