В этой истории еще остается множество непонятных моментов, но одно можно сказать точно уже сейчас: она серьезно вредит имиджу немецкого телевидения, с точки зрения достоверности, а также дает лишний повод изобличителям «лживой прессы». Есть даже подозрения, что вся эта история была подстроена специально.
В прошлый вторник телеканал ZDF показал документальный фильм «Властный человек Путин» (Machtmensch Putin), вторую часть «кинопортрета» российского президента. Если первая часть была посвящена биографии и отдельным аспектам его личности, то основной темой второй части стали война на Украине и конфронтация с Западом. Чтобы подкрепить одно высказывание, вокруг которого вот уже полтора года бушует настоящая информационная война, редакторы Михаэль Ренц (Michael Renz) и Дитмар Шуманн (Dietmar Schumann) пригласили поучаствовать в фильме одного свидетеля, который, однако, оказался подставным.
Субтильного вида молодой человек 20-ти с небольшим лет рассказал перед телекамерой, что обратился в некое бюро, занимавшееся вербовкой добровольцев, которые отправились бы в Восточную Украину, чтобы поддержать тамошних русскоязычных жителей. Лицо этого человека ZDF скрыл от зрителей. По его словам, формирования сепаратистов насчитывают от 20 до 30 тысяч бойцов, около 65% которых являются российскими гражданами. Этого человека, которого представили зрителям как «Игоря», было видно на контрольно-пропускном пункте сепаратистов.
Это высказывание нельзя назвать сенсацией, да и весь фильм не поведал ничего по-настоящему нового. Москва давно уже не отрицает, что в боях на востоке Украины участвовали российские добровольцы. Даже сам Путин в ходе своей пресс-конференции на прошлой неделе сказал: «Мы никогда не говорили, что там (на Украине) нет людей, которые занимаются там решением определенных вопросов, в том числе в военной сфере». Это даже больше, чем сказал «Игорь». Тому, что бойцы российского спецназа участвовали в конфликте на Украине и гибли там, есть великое множество доказательств — от могил погибших солдат в Пскове и фотографий в социальных сетях до признаний одного раненого танкиста из Якутии.
Военные эксперты и без того давно уже не сомневались, что в Дебальцево в феврале этого года украинскую армию — насколько бы плохо она ни была оснащена — победили вовсе не бывшие шахтеры и трактористы.
В фильме ZDF были приведены некоторые из этих доказательств. Однако они не имеют никакого значения с того момента, как был поднят вопрос об инсценировке эпизода с участием «Игоря». По этому поводу государственный телеканал «Россия» в воскресенье, торжествуя, показал сюжет под названием «Подделка ZDF».
В этом материале человек, которого в фильме ZDF назвали «Игорем», назвал свое настоящее имя: Юрий Лабыскин — и признался: «Я просто солгал». По его словам, один из сотрудников ZDF пообещал ему денег, если он скажет, что российские солдаты участвуют в боевых действиях на Украине. Лабыскин сидит в неубранной квартире и держит в руках блокнот, в котором якобы записан простым карандашом сценарий фильма. В том, что «Игорь» и Юрий — одно и то же лицо, нет никаких сомнений. Российский телеканал, однако, показал фрагменты фильма ZDF без дополнительной обработки, то есть настоящее лицо персонажа фильма не было показано. Но зато русские показали моменты перед съемками ZDF и после них.
Ключевых вопросов в этой связи — два: как русские получили черновой съемочный материал, а также каковы обстоятельства, при которых проходили съемки фильма. Версию телеканала «Россия», что Юрий получил свою копию записей, представитель ZDF Роберт Бахем (Robert Bachem) считает маловероятной. «Так обычно не делается. С юридической точки зрения, материал принадлежит ZDF, и его передача третьим лицам не предусмотрена», — сказал он.
Телеканал, в свою очередь, утверждает, что съемки проходили без дублей, и что реплики персонажей не обсуждались заранее. Как говорится в пояснении к фильму на сайте телеканала, «Игорь» «добровольно и подробно» рассказал, как и почему он ездил на восток Украины. Интервью же с ним журналист ZDF Дитмар Шуманн вел в московской студии. Записи с КПП на Украине были получены от независимого продюсера Валерий Бобкова, имеющего среди московских коллег не самую лучшую репутацию. Он часто предлагает «эксклюзивные материалы» из неизвестных источников, многие из которых посвящены военным действиям и проблемам безопасности. Поэтому московское представительство ZDF уже несколько лет не сотрудничало с ним. Лишь у Дитмара Шуманна, который когда-то сам был корреспондентом в Москве, сохранилось доверие к Бобкову. А может быть, телеканал попал в специально устроенную ловушку?
Дело в том, что российское телевидение показало также кадры, которых нет в съемочном материале ZDF. Например, как Бобков с автоматов в руках показывает «Игорю», что тому делать в кадре. Это было доснято позже? «Это один из вопросов, которые следовало бы задать Бобкову, — говорит Бахем. — Но мы больше не можем найти его».
Для редактора Дитмара Шуманна это уже не первый скандал. В 2004 году ZDF отозвал его с должности корреспондента в Израиле, когда появились подозрения, что он раньше был сотрудником восточногерманских спецслужб. Однако специальное расследование, результаты которого недавно были опубликованы, сняло подозрения в адрес журналиста, говорит Бахем. «Подозрения, что именно он устроил нам эту ловушку, я считаю абсурдными».
Фильм был снят центральным офисом ZDF в Майнце, но его последствия приходится ощущать на себе сотрудникам московского корпункта. В первую очередь, опасаться приходится двум десяткам его российских сотрудников. Воскресная программа «Вести недели» является, пожалуй, главной программой российской пропаганды. По крайней мере, не исключено, что найти россиян, готовых что-нибудь сказать в микрофон ZDF, теперь будет еще труднее.