Удивительно неинформативной посчитал состоявшуюся 17 декабря пресс-конференцию российского президента аналитик Владимир Вотапек (Vladimír Votápek), чей комментарий был опубликован на портале iDNES.cz (18.12). Вотапек отметил, что хотя по времени нынешняя пресс-конференция и не стала рекордной, что касается умения Владимира Путина долго говорить, не сообщая ничего нового, она превзошла все ожидания. Президент РФ воспользовался, по словам чешского аналитика, сразу несколькими «трюками», чтобы избежать неудобных для себя тем и не говорить начистоту: Путин говорил общими фразами, откашливался в нужных местах, «соскальзывал» на другие темы.
Вотапек отмечает, что российский президент просто констатировал общеизвестные данные, нисколько не вдаваясь в анализ проблемы, не ругал своих подчиненных и не предлагал никаких решений. В итоге пресс-конференция, по выражению чешского аналитика, стала «одной большой упущенной возможностью». Единственным ценным высказыванием президента Путина, как считает Вотапек, было признание в том, что на Украине действуют не российские добровольцы, а российские военные специалисты. Но для трехчасовой конференции этого слишком мало, заключил аналитик.
Схожего мнения придерживается и Петра Прохазкова (Petra Procházková), постоянный автор газеты Lidové noviny. На портале lidovky.cz (19.12) был опубликован комментарий Прохазковой, в котором она резко отзывается о ходе и результатах прошедшей пресс-конференции российского президента. Журналистка отмечает, что мероприятие было скучным, и что, по-видимому, Владимир Путин устал по прошествии 15 лет правления. На этот раз не было его знаменитого сарказма, язвительных шуток в адрес других политиков, емких сравнений и исторических экскурсов.
Единственное, что Путину в этот раз удалось, уверена Петра Прохазкова, так это уклонение от ясных ответов на ясные вопросы и замалчивание сути проблем, интересовавших присутствующих журналистов. Особенно чешскую журналистку возмутило то, что президент РФ признал присутствие российских военных на востоке Украины. А ведь прежде он утверждал другое, подчеркивает Прохазкова и заключает, что, вероятно, от усталости в голове у Владимира Путина все перемешалось. Или, что тоже возможно, прав Виктор Шендерович, назвавший Путина «наглым вруном».
Свое видение пресс-конференции, как говорится изнутри, представил чешским читателям журналист Йиржи Юст (Jiří Just), который лично присутствовал на пресс-конференции и затем опубликовал на портале Aktualne.cz (18.12) собственный комментарий. По мнению Юста, нынешняя пресс-конференция, как и все предыдущие, прошла в духе «спрашивайте что хотите, а я отвечу что хочу». Также чешский журналист обнаружил некое сходство пресс-конференции президента РФ с утренником в художественной школе, ведь многие журналисты, желая привлечь внимание президента, облачаются в необычные, порой странные, наряды. Кроме того, по мнению Йиржи Юста, у мероприятия есть что-то от выступления человека, у которого «все на крючке».
Чешский журналист отметил, что посещать пресс-конференцию стоит только тем, кто действительно хочет задать вопрос, потому что особенной информативностью акция не отличается. Тем не менее, Юст выделил три интересных момента в ходе конференции, в частности: Россия не считает Турцию врагом, и Россия не будет строить новых баз в Сирии. Это, как выразился Йиржи Юст, успокаивает. В целом же акция показала, что российский президент больше «не мегаум», и что внутренняя жизнь страны его уже не заботит.
О планах России в Сирии в свете последних заявлений и событий на телеканале ČT24 рассказал чешский аналитик Ян Кужварт (Jan Kužvart), кратко выступление которого осветил портал eurozpravy.cz (22.12). По мнению аналитика, Россия продолжит свою прежнюю политику в Сирии, направленную на достижение собственных целей, в том числе на международной политической арене. По мнению Кужварта, России успешно удается поддерживать режим Асада, позиционировать себя как игрока, с которым нужно считаться, а также использовать слабость своих геополитических соперников (США и Турции) для реализации собственных амбиций на Ближнем Востоке. В будущем аналитик прогнозирует укрепление сотрудничества России и с Дамаском, и с Ираном. И уже в ближайшие месяцы станет ясно, удастся ли России выйти из сирийского конфликта с честью.
О том, как живется России в условиях западных санкций, которые были в очередной раз продлены, в эфире Cesky rozhlas (22.12) рассуждал комментатор Либор Дворжак (Libor Dvořák). По его словам, как бы российские политики не старались преуменьшить негативные последствия санкций и даже шутить, что для некоторых из них персональные санкции — «это честь», дела в России идут все хуже. Во всяком случае хуже, чем на Западе. Об этом, как подчеркивает Дворжак, неумолимо свидетельствуют экономические показатели.
«Сегодня россиянам уже не до смеха», — цитирует Дворжак своего коллегу из немецкой газеты. Санкции, а вместе с ними падающие цены на нефть нанесли по России очень ощутимые удары, уверен комментатор. Он также цитирует заявление Германа Грефа о том, что доля России в мировой экономике будет снижаться как минимум до 2020 года. Таким образом, подытоживает Либор Дворжак, россиянам стоит приготовиться к затянувшимся трудным временам. И хотя население, как часто говорят, к такому уже привычно, вопрос в том, какой ценой дастся людям кризис на этот раз.
По-своему вопрос санкций и их продления освещает Павел Летко (Pavel Letko) в коротком фельетоне, опубликованном на портале Nová republika (22.12). С иронией Летко пишет о том, что Чешская Республика поступила «принципиально» и продлила, вместе с другими странами ЕС, антироссийские санкции, чтобы Россия побыстрее «загнулась». Однако вместе с Россией, точнее простыми россиянами, «загибаются» и простые чехи. Правда, их правительству это безразлично: все, чего оно хочет от населения, это покорности, а если что — чехов, как и других европейцев, отправят на войну. И лучше всего для элит, чтобы война эта была с Россией. Ведь у нее масса богатств, а выкачивать их легче из ослабленной страны. Но в случае неудачи Европа тоже может поплатиться — замерзнуть без российского газа. Именно поэтому все санкции аккуратно, как отмечает Летко, обходят нефтегазовый сектор — тут вся европейская «принципиальность» заканчивается.