Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Страдание — неотъемлемая часть русской души

Французский предприниматель Жан-Мишель Коснюо уже 20 лет живет в Москве. В книге «Впереди холода» он рисует яркую картину современной России и в частности говорит о роли православной веры, в которую обратился и сам.

© AP Photo / Mikhail MetzelСилуэты церквей в центре Москвы на фоне закатного неба
Силуэты церквей в центре Москвы на фоне закатного неба
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Православие несет в себе иное отношение к греху: Бог стремится не наказать человека за его проступки (окружающего мира для этого достаточно), а утешить его. В русском бессознательном прочно сидит представление о жизни на богатой ресурсами земле, которая в то же время заставляет проходить через очень тяжелые испытания. Поэтому страдание представляет собой неотъемлемую часть русской души.

Я пришел в православие особым путем: нам с подругой захотелось создать в России благотворительную ассоциацию. Как я посчитал, естественным шагом было бы обратиться к православной церкви. Я встретился со священником, и тот постепенно привел меня, неверующего еврея, к крещению.

Обращение в православие означает вступление в соборность, сообщество верующих. Думаю, в тот день я сильнее ощутил себя русским, чем когда получал российский паспорт. Православная вера многое говорит о русской душе. О ее прагматизме. А также ее иррациональности, наследии языческого прошлого. Едва ли найдется второй такой же суеверный народ.

Русские страдают за весь остальной мир

Кроме того, православие несет в себе иное отношение к греху: Бог стремится не наказать человека за его проступки (окружающего мира для этого и так достаточно), а утешить и успокоить его. В русском бессознательном прочно сидит представление о жизни на богатой ресурсами земле, которая в то же время заставляет проходить через очень тяжелые испытания. Поэтому страдание представляет собой неотъемлемую часть русской души.

В своей книге «Бал в Кремле» Малапарте (Curzio Malaparte) писал: «Русские страдают за весь остальной мир». И 70 лет коммунизма не смогли искоренить эту глубокую духовность, связь с землей и Святой Русью.

Одно время была сильна идея о том, что Москва представляет собой Третий Рим, последний оплот христианства. Сегодня русские считают своим долгом защитить восточных христиан, что отчасти объясняет их геополитическую позицию на Ближнем Востоке.

Православие как образ жизни

Но православие — это не просто теологическая основа, а скорее образ жизни. Религия вновь ожила после падения берлинской стены и вернула себе статус атрибута русской нации. В частности это отражается в росте числа крестин. Как бы то ни было, церковь не приобрела влияния на политические судьбы страны и высказывается лишь по некоторым социальным вопросам, придерживаясь консервативной линии.

Россия — все еще светская нация, которая включает в себя несколько религий. И показное взаимопонимание Путина с патриархом Кириллом объясняется в большей степени политической игрой. Потому что, несмотря на весь видимый блеск, религиозное сердце страны в другом. Оно находится в усеивающих провинцию монастырях, куда ходят как из городов, так и из деревень. Туда едут, чтобы встретиться со священником, омыться, очиститься от грехов.

Нужно сказать, что отношение русских к религии не сильно отличается от их отношения к закону: это, конечно, важная вещь, но они всегда находят способы ее обойти. Так, например, пост по большей части соблюдают, но в основном только на первой и последней неделе!