В октябре прошлого года в Норильске построили мемориал в честь японцев, которые умерли в Сибири. Сбором средств и организацией строительства занималась Сатико Ватанабэ (74, Sachiko Watanabe), отец которой умер в Сибири. «Никогда не забуду голоса интернированных японцев, которые доносятся из метели». Эти слова высечены на мемориале для того, чтобы трагедия не повторилась.
Церемония открытия состоялась 2 октября прошлого года. Норильск, расположенный на 69 градусе северной широты, был занесен снегом. Г-жа Ватанабэ молилась: «Отец, военнопленные, возвращайтесь на журавлях домой в Японию!». Двухметровый мемориал она украсила бумажными журавликами.
Во время войны г-жа Ватанабэ жила с родителями в Южно-Сахалинске. Ее отец, Ёсио (Yoshio), был государственным служащим в администрации южной части Сахалина, которая находилась под японским суверенитетом. В августе 1945 года СССР напал на японскую часть острова. Трехлетнюю Ватанабэ и ее мать Тицуко (Chitsuko) эвакуировали в Японию. Отец остался в Южно-Сахалинске.
После окончания войны мама встречала корабли с эвакуированными японцами в Киото и других портах, пыталась найти Ёсио, однако поиски ни к чему не привели. Примерно в 1953 году мать со слезами на глазах сказала, что отец умер. Освобожденные из заключения японцы рассказали ей, что советские войска взяли Ёсио в плен. Он занимался тяжелым трудом в Норильске на 50-градусном морозе. В сентябре 1950 года он умер от туберкулеза. Предполагается, что у рабочих были жесткие нормы. Ему было 39 лет.
Она не скрывает гнева: «Отец не был даже военным, почему же ему пришлось пройти через такие испытания?» До трех лет Ватанабэ жила на Сахалине. Она не помнит ни жизни на острове, ни отца. Несмотря на это, по просьбе преподавателей из университета она рассказала о своей жизни студентам, издала книги. «Я застала войну, поэтому я и впредь буду рассказывать о трагических событиях». Ватанабэ тверда в своих намерениях.
Арестовывали даже гражданских
В 1951 году МИД Японии подготовил информацию о сибирских заключенных. Она была опубликована в 2000 году. Информация включает список имен и меры в отношении японских гражданских и военных, которые попали в плен к Советам. Количество только расшифрованных фамилий составляет более 900 человек.
В соответствии с этими материалами большинство японцев были осуждены по 58 статье: антисоветская деятельность. Причины были разными: 1) рисовал карикатуры на диктатора Сталина, 2) пролил пол-литра молока, 3) использовал ремень, чтобы починить обувь.
Также многих осуждали из-за их должностей и профессий. Г-н Ёсино числился в материалах, однако его статья и срок заключения указаны не были.
Кроме того, из материалов можно узнать о том, насколько серьезными были наказания. Не выполняешь норму — урежут паек. На месяц выдавали только 20 грамм мыла.
По информации японского правительства, всего советские власти интернировали 575 тысяч человек. Из них скончалось около 55 тысяч. Историк Рёдзи Нагасэ (Ryoji Nagase) написал книгу «Сибирское заключение». «В Сибирь отправляли не только военных, но и гражданских. Они перенесли на своем жизненном пути тяжелые испытания. Об этом нельзя забывать», — говорит он.