Вступление в силу российских санкций против Турции с первого дня 2016 года придало новое развитие кризису в отношениях двух стран после самолетного инцидента. Отныне, пишет Vatan (1.01), турецкие компании не смогут вести строительство в России, а граждане Турции — работать в туристическом и гостиничном секторах в РФ. Кроме того, турецкий бизнес не сможет участвовать в тендерах на оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Также будет приостановлен безвизовый режим и введен запрет на поставки овощей, фруктов, мяса птицы из Турции.
Издание приводит мнение турецкого экономиста Эрхана Асланоглу (Erhan Aslanoğlu), согласно которому введенные РФ меры будут иметь эффект только в краткосрочной перспективе, а в дальнейшем Турция сможет компенсировать понесенные из-за санкций убытки. По оценкам Асланоглу, потери Турции от кризиса с Россией составят примерно 10 миллиардов долларов в год и коснутся, прежде всего, текстильного, строительного и туристического секторов.
Как сообщает Zaman (5.01), из-за кризиса с Россией, а также роста террористической активности в регионе особенно резкое падение показателей наблюдается в области футбольного туризма, который приносил Турции 100 миллионов евро в год, а сегодня упал вдвое.
Колумнист Dünya (4.01) призывает Анкару ввести ограничения на импорт российской продукции в Турцию и не останавливаться на политике диверсификации источников поставок энергоресурсов, поскольку она способна навредить России лишь в долгосрочной перспективе. Отмечается, что ответные меры Турции должны быть введены в отношении неэнергетического экспорта России (железо, сталь, алюминий, зерно, масличные семена, удобрения, древесина, пластмасса, целлюлоза и изделия из них), который тоже имеет немаловажное значение для РФ, особенно в период сокращения российской экономики и падения цен на энергоносители.
Россия рубит сук, на котором сидит, настаивают Yeni Asya (7.01) и Dünya (8.01), ведь ограничения против Турции грозят стране не только новой волной инфляции, но и снижением покупательной способности россиян.
Экономическая ситуация в России приковала внимание авторов Yeni Safak (5.01) и Dünya (8.01). Отмечается, что, несмотря на спад экономики, Россия не собирается сокращать свои военные расходы и отказываться от агрессивной внешней политики. Один из наглядных примеров этого – «не вполне рациональная» позиция президента РФ Путина в отношении самолетного инцидента с Турцией.
Проводится следующая мысль: чтобы предотвратить рост общественного недовольства в России в условиях падения цен на нефть, доходов бюджета, оттока иностранного капитала из России, российский лидер идет по пути наращивания числа внешних врагов и пестования националистических настроений. Хотя этот курс обеспечивает устойчивость поддержки Путина подавляющим большинством населения, он делает российскую экономику еще более хрупкой.
Абхазия тоже решила ввести санкции против Турции, сообщает Habertürk (12.01), отмечая, что договор о стратегическом партнерстве, подписанный Россией и Абхазией, предусматривает проведение ими единой внешней политики.
Несмотря на продолжение турецко-российского кризиса, проект строительства АЭС «Аккую» идет полным ходом, пишет Milliyet (9.01). Так, сообщает издание, был преодолен важный порог в процессе лицензирования станции, и Турецкому агентству по атомной энергетике (TAEK) был представлен «Отчет о параметрах площадки строительства», который носит характер предварительного условия для принятия TAEK к рассмотрению документов, касающихся запроса на получение строительной лицензии по проекту. Кроме того, турецкие студенты, желающие работать на АЭС «Аккую», продолжают обучение в России.
Автор Radikal (12.01) выступает со скептической оценкой данного проекта, выражая необходимость как можно скорее аннулировать соглашение о проекте АЭС «Аккую» и сослаться при этом на «форс-мажорную напряженность, которую российская сторона создала в отношениях с Турцией после уничтожения ее самолета». В этой связи отмечается, что решение заключить соглашение, которое фактически преподносит России «Аккую» на блюдечке, было абсолютно ошибочным. Этот проект не только не диверсифицирует источники энергии для Турции, но и еще более увеличит ее энергозависимость от России.
«Самолетный кризис, пошатнувший турецко-российскую дружбу» в беседе с Aksiyon (12.01) комментирует журналист Хакан Аксай (Hakan Aksay). По его мнению, политические проблемы в отношениях России и Турции можно наблюдать еще с 2011 года, когда власти Турции взяли курс на авторитарность, а в их внешней политике возникли такие инициативы, как арабская весна, лидерство на Ближнем Востоке, риторика «Асад уйдет» и «мы совершим намаз в Дамаске». Тем не менее, российское руководство молчало и терпело, и, в конечном счете, его терпение иссякло.
Турецкий журналист, считающий уничтожение российского самолета «вопиющей ошибкой» со стороны Турции, также полагает, что реакция России была «несоизмеримо жесткой» и полностью игнорировала гуманитарное измерение данного вопроса. По словам Аксая, «позиция России еще доставит Анкаре головной боли». Так, в ответ на самолетный кризис с Турцией Москва может оказывать военную и политическую поддержку Рабочей партии Курдистана (РПК).
Более половины населения Турции (64%) рассматривают Россию в качестве главного источника угрозы для своей страны. К такому выводу приходит Milliyet (13.01), анализируя результаты исследования «Социально-политические тенденции Турции», которое ежегодно проводит Университет Кадира Хаса. Также отмечается, что самолетный инцидент, приведший к российско-турецкому кризису, вызвал следующие оценки общественного мнения: 62% населения поддержали уничтожение самолета, 36% — не поддержали. 78% тех, кто счел действия турецкой стороны правильными, привели такой аргумент: Турция защищала свои границы.
Проправительственные Star (13.01) и Türkiye (16.01) анализируют вероятность российского следа в теракте, который состоялся на прошлой неделе в Стамбуле и привел к гибели иностранных туристов. В этой связи отмечается, что на фоне самолетного кризиса с Турцией «Россия, сотрудничающая с Асадом, Ираном и открыто поддерживающая РПК, сыпала резкими заявлениями и угрозами в адрес Турции». Кроме того, весь мир решительно осудил этот теракт, а Россия ограничилась лишь «кратким заявлением» от имени МИД.
Star (13.01) напоминает, что район Султанахмет уже становился местом атаки террориста-смертника 6 января 2015 года, когда Диана Рамазанова (как отмечает издание, сторонница ИГИЛ российского происхождения) привела в действие взрывное устройство у входа в отделение туристической полиции.
Особое внимание Türkiye (16.01) обращает на тот факт, что сразу же после недавнего теракта в Стамбуле были задержаны трое российских граждан. Вместе с тем, судя по выбору «целевой группы» и места данной атаки, издание делает вывод, что ее целью был турецкий туризм и имидж Турции на международной арене. Также предполагается, что теракт мог представлять собой угрозу в адрес Турции, которая оказывает мощную поддержку умеренной оппозиции в Сирии. А в таком случае, заключает издание, за терактом может стоять сирийский режим или «какая-нибудь страна, которая способна использовать его».
Колумнист другого проправительственного издания Milli gazete (14.01) убежден, что «посредством террора Турцию стремятся склонить к нужной цели, вытащить ее на поле боя и под видом борьбы с терроризмом начать войну интересов внутри исламского мира». При этом ни о каком «едином фронте против террора», о котором говорит российский лидер, не может быть и речи. Все определяют конкретные интересы: «если ваши интересы не совпадают с интересами вашего союзника, тогда в игру вступает террор».
После ввода экономических санкций против Турции из-за самолетного инцидента на границе с Сирией Россия — в условиях драматического падения цен на нефть — идет на уступки, отмечает Hürriyet (16.01). В этой связи издание сообщает о подготовке минэкономразвития РФ законопроекта, предлагающего в случае необходимости разрешить российским компаниям и госучреждениям воспользоваться продукцией и услугами турецких фирм в случае отсутствия возможности заменить турецкого поставщика или, если его замена обойдется слишком дорого. Кроме того, со ссылкой на Ассоциацию туроператоров России отмечается, что, несмотря на запрет продажи туров и рекомендации российского МИД не посещать Турцию, многие граждане все-таки строят планы на отдых в этой стране.
«Миролюбивым посылом» в адрес Турции Haber7 (12.01) называет заявление Патриарха Кирилла о том, что христиан в Османской империи не убивали, хотя, как отмечает издание, с того момента, как Турция сбила российский военный самолет, отношения между Москвой и Анкарой продолжают оставаться напряженными.