Опустившись на 18%, в новом году цены на нефть удивляют даже самых пессимистичных игроков. 12 января нефть марки WTI, являющаяся ориентиром для Америки, ненадолго опустилась ниже 30 долларов за баррель, дойдя до самой низкой отметки с 2003 года. На следующий день только-только началось повышение, как оно тут же было остановлено новостями о том, что американские запасы нефти и нефтепродуктов достигли 1,3 миллиарда баррелей, установив новый рекорд. Компании начали затягивать пояса. ВР на этой неделе объявила о крупных сокращениях, а бразильская государственная нефтяная корпорация Petrobras резко уменьшила плановые инвестиции.
Кое-кто заявляет о том, что причиной тенденции к понижению является не только спрос и предложение. Например, банк Standard Chartered заявил, что нефть может упасть до 10 долларов за баррель, прежде чем биржевики признают, что это зашло слишком далеко. Но в основном все это лишь гадание на кофейной гуще. Неопределенность настолько сильна, что в американских срочных контрактах с поставкой в апреле разброс цен просто огромен, составляя от 25 до 56 долларов за баррель, о чем говорит официальная статистика.
Нил Аткинсон (Neil Atkinson) из занимающегося прогнозами Международного энергетического агентства (IEA) считает, что на физическом рынке нефти есть масса причин для пессимизма, особенно что касается потребления, которое в прошлом году было одним из главных факторов поддержания цен. Активная распродажа в прошедшие две недели шла параллельно спаду на китайском фондовом рынке и понижению курса юаня. Некоторые инвесторы считают, что это показатель слабости китайской экономики, и следовательно, спроса на нефть. Хотя Аткинсон признает такую возможность, он считает эти риски преувеличенными. Цифры за 13 января показывают, что Китай в 2015 году импортировал рекордные объемы нефти — 6,7 миллиона баррелей в день.
Но беда в том, что кроме Индии и неустойчивого Китая, спрос в этом году нигде не вызывает оптимизма. В Европе вряд ли повторится довольно устойчивый рост спроса на нефть, какой был в 2015 году. В Америке продолжается экономический рост, однако ужесточение стандартов топливной экономичности тоже не сулит большого увеличения потребностей. Водители на Ближнем Востоке, где в прошлом году выросло потребление топлива, скорее всего оставят свои машины в гаражах после того, как их власти повысили цены на бензин или вообще отменили топливные субсидии в целях экономии государственных средств. «Во всем мире налицо значительная неопределенность по поводу роста спроса на нефть», — говорит Аткинсон.
Пессимизма добавляет то, что нефтедобывающие страны сокращают добычу не так быстро, как ожидалось. Последнее падение цен связано с совещанием ОПЕК в начале декабря, на котором картель отказался от квот на добычу. Саудовская Аравия, ограничивавшая объемы добычи ради спасения цен, на сей раз отказывается играть эту роль, и вместо этого полна решимости выдавить из бизнеса тех нефтепроизводителей, у которых себестоимость высока. В частном порядке саудовские представители говорят, что в конце этого или в начале 2017 года они ждут роста нефтяных цен, поскольку добыча в мире начинает отставать от спроса. Естественное истощение месторождений снижает добычу как минимум на 5% в год, утверждают они, и это без учета последствий от сокращения объемов буровых работ на новых месторождениях, на которое идут оказавшиеся в тяжелом положении нефтяные компании.
Вместе с тем, сохраняется колоссальная неопределенность относительно объемов экспорта из Ирана, когда ООН снимет с него санкции, что может произойти в ближайшие недели. Более того, говорит Аткинсон, в прошлом году увеличивалась добыча на высокозатратных скважинах в Мексиканском заливе и на канадских нефтеносных песках, потому что как бы ни падали цены, эксплуатационные затраты все равно были ниже. «Отрасль привыкла продолжать добычу до тех пор, пока это возможно. Тот, кто моргнет первым, бросит спасательный круг своим конкурентам», — объясняет аналитик.
Безусловно, добыча в Америке снижается благодаря в основном сокращению сланцевой добычи. Поскольку нефть сегодня стоит 30 долларов за баррель, перед американскими нефтяниками встает еще более сложная задача: им нужно поддерживать добычу, буря новые скважины, а банкиры будут оказывать на них возрастающее давление, сокращая кредитование. Фирма AlixPartners, консультирующая проблемные компании, отмечает, что в этом году будет больше банкротств. По ее прогнозам, дефицит финансирования у американских нефтяных фирм в этом году будет равен 102 миллиардам долларов, и составит его разница между прогнозируемыми прибылями, выплатами процентов и капитальными затратами. В 2015 году недофинансирование составило 83 миллиарда. AlixPartners заявляет, что это снижение «может стать одним из самых серьезных и длительных за всю историю».
Но какими бы большими ни были сокращения, их будет недостаточно, чтобы снизить затоваривание рынка. Объемы запасов в мире достигли рекордных отметок, заявляет Международное энергетическое агентство. Американское государственное ведомство Управление энергетической информации дает прогноз о том, что запасы будут и дальше увеличиваться на 700 тысяч баррелей в день, прежде чем спрос и предложение в 2017 году выровняются.
Управление добавляет, что хранилище в Кушинге, штат Оклахома, емкость которого составляет 73 миллиона баррелей, сегодня заполнено до уровня 64 миллиона баррелей. Брайан Буш (Brian Busch) из отраслевой аналитической фирмы Genscape говорит о том, что аналогичная ситуация складывается в Китае, где нефтяные танкеры ждут своей очереди на разгрузку, стоя в море на якоре, потому что хранилища на берегу переполнены. А поскольку запасы нефти велики, Буш полагает, что пройдет года полтора, прежде чем тенденция к понижению на рынке закончится. Определенно можно сказать только одно: чем быстрее будет падать цена на нефть, тем раньше наступит этот день.