Российские самолеты «намеренно бьют» по мирным гражданам, а также по школам и больницам Сирии, поэтому Кремль нужно «призвать к ответу» за «нарушение международного гуманитарного права», сообщает The Daily Telegraph (16.01), приводя слова главы МИД Великобритании Филипа Хэммонда (Philip Hammond), высказанные им во время официального визита в Турцию. Однако, поскольку Россия не является членом Международного уголовного суда, то привлечь ее к суду будет непросто. По мнению британского министра, остается уповать лишь на то, что «умерить поведение России» удастся с помощью «морального давления», сообщает издание.
По словам главы британского МИДа, российская тактика боевых действий в Сирии «фактически подрывает атмосферу доверия, необходимую для ведения мирных переговоров в Женеве, которые начнутся 25 января», сообщает The Guardian (15.01). По этой причине Россия должна «остановить бомбардировки, перестать использовать бочковые бомбы, не прибегать к тактике осады и предоставлять гуманитарный доступ к районам ведения боевых действий». Признав тот факт, что «за четыре года гражданской войны преступления совершались всеми сторонами», британский министр вместе с тем добавил, что в отличие от других сторон сирийского конфликта, Россия является «государством, претендующим на роль мировой державы», а коли так, то ей «придется вести себя в соответствии с нормами международного права».
В свою очередь, Россия «отрицает обвинения в убийстве сирийских мирных жителей» и «угрожает обнародовать данные о жертвах среди мирного населения, понесенных в результате ударов коалиции, возглавляемой США», сообщает The Independent (15.01). Российское министерство обороны обвинило командование коалиции в том, что оно «скрывает» число жертв среди гражданского населения. По словам российской стороны, если представители коалиции, возглавляемой США, не предоставят информацию об авиаударах, нанесенных по сирийской территории, то Россия вынуждена будет сама обнародовать эти данные, отмечает газета.
Россия может сохранять свое военное присутствие на Ближнем Востоке в течение «неопределенно долгого времени», сообщает The Daily Telegraph (15.01) со ссылкой на опубликованную информацию о договоре, заключенном между Москвой и Дамаском еще до начала российской военной операции в Сирии. На официальном уровне Москва заверяет, что российские войска будут находиться в Сирии до тех пор, пока «силы режима [Асада] не завершат наступательные операции против ИГ и других повстанческих групп». При этом в самом договоре какие-либо сроки размещения войск в этой ближневосточной стране не указываются.
В соответствии с договором, размещенный на сирийской территории российский воинский контингент обязуется соблюдать законы Сирии. Однако вместе с тем российские военные «выведены из-под действия сирийского гражданского и уголовного законодательства» и имеют право пересекать государственную границу страны без таможенных процедур.
Судьба мигрантов, прибывших из России в Норвегию, заинтересовала сразу несколько изданий. Как сообщает The Guardian (15.01), около 5,5 тысячам мигрантов, в основном сирийцам, удалось воспользоваться юридической лазейкой в правилах пересечения российско-норвежской границы и проехать через КПП в заполярном городе Стурскуге на велосипедах. Несмотря на то, что Россия запретила пересекать границу пешком, а Норвегия не впускает автомобили, в которых находятся пассажиры без документов, «велосипедистов принимают обе стороны».
Как же получилось, что мигранты смогли пересечь границу столь необычным способом? Оказывается, в российско-норвежском договоре, поясняет The Independent (15.01), запрещается переходить границу пешком и перевозить в автотранспорте лиц без документов, а о велосипедах ничего не сказано. Таким образом, несмотря на суровый климат Заполярья в это время года, велосипед остался единственным средством передвижения, на котором можно переправляться из одной страны в другую.
Норвежский министр по миграции Сильви Листхауг (Sylvi Listhaug) заявила, что «мигранты, перешедшие через границу в городе Стурскуге, будут отправлены назад в Россию», причем, как сообщает норвежская полиция, на этот раз велосипеды им не понадобятся.
Главное экономическое событие, приковавшее к себе внимание на этой неделе, — снижение нефтяных цен и влияние этого фактора на экономику России. По сообщению The Independent (15.01), из-за резкого снижения цены на нефть и действия антироссийских санкций наступивший 2016 год для России будет «мрачным». «Если цена нефти опустится ниже 30 долларов за баррель, то Россию ждет финансовый кризис», — прогнозирует издание. Поток плохих новостей с нефтяного рынка «подвергает сомнению» заявления российского руководства, которое в свое время «беспечно заявляло», что в 2016 году в России можно ожидать, скорее, «подъем экономики, чем затянувшуюся рецессию», резюмирует газета.
Как сообщает The Daily Telegraph (15.01), в 2016 году Россия намерена сократить объемы экспорта нефти на 6,5%, а это означает ежедневное снижение поставок на мировой рынок на 460 тысяч баррелей. Новые проекты замораживаются, при этом ежегодное сокращение объемов добычи нефти на месторождениях, открытых в советское время, составляет в среднем 8%-11%. По мнению замминистра финансов РФ Максима Орешкина, резкое снижение цены на нефть в ближайшие месяцы приведет к «довольно жёсткому и быстрому закрытию отдельных производств по добыче нефти», информирует газета.
Чтобы подчеркнуть драматичность ситуации, The Daily Telegraph (17.01) в другой статье сообщает следующий факт: «из-за падения нефтяных цен российские олигархи всего за 10 дней потеряли 11 миллиардов долларов». Таким образом, по мнению издания, «эпоха российских олигархов клонится к закату».
Из-за обвала нефтяных цен Россия попала в «трудную ситуацию», поскольку российская экономика держалась за счет высоких цен на нефть, а «доля углеводородов в доходах от экспорта огромна» — и теперь для того, чтобы «предотвратить экономический коллапс» и избежать возникновения «политического инакомыслия», могут потребоваться радикальные меры, сообщает The Financial Times (18.01). Поскольку в настоящее время «на повестку дня вновь возвращается вопрос о приватизации», наибольший интерес вызывает «вероятность того, что российское правительство распродаст часть своих активов в “Роснефти”, доля которых сейчас составляет 69,5%».
Предполагаемая распродажа «Роснефти» — а это очень привлекательный объект — вызвана «безысходностью». «Может ли приватизация “Роснефти” спасти Путина?», — задается вопросом газета.
«Для Путина продажа акций “Роснефти” при невысоких нефтяных ценах не является идеальным решением», однако покупка какой-нибудь западной страной значительной части активов этой компании ознаменовала бы «дальнейшее ослабление напряженности» в отношениях между Россией и Западом. Кроме того, данная мера помогла бы «на шаг приблизить» отмену антироссийских санкций, резюмирует газета.