По причине падения цен на нефть Россия оказалась на грани банкротства, заключает Star (18.01). Экономическая политика президента России Путина, который грезит о «новой России» и использует «метод кувалды» при построении как балансов внутри страны, так и внешних отношений, провалилась, отмечает издание. В СМИ нарастает критика в адрес Путина. После решения о введении санкций против Турции, которые в первую очередь коснулись овощей и фруктов, российский народ не может найти искомое на торговых прилавках, а если находит, то обескуражен ценами. Не исключено, что крах российской экономики может обернуться «дворцовым переворотом» против Путина.
Ожидается, что с отменой санкций против Ирана и увеличением им объемов нефтедобычи цены на нефтяных рынках, где в настоящее время и так наблюдается избыток предложения, станут еще ниже, пишет Dünya (19.01). Это приведет к еще большему снижению курса национальной валюты России, экономика которой в высокой степени зависима от экспорта нефти.
В России может повториться кризис 1998 года, главная причина которого заключалась в падении цен на нефть до 18 долларов за баррель, замечает издание. В то же время газета подчеркивает, что сейчас золотовалютные резервы страны гораздо больше, чем в 1998 году, и по сравнению с тем временем российская экономика является более стойкой.
Россия переживает самый сложный за последнее время период в экономике, констатирует Yeni Çağ (20.01), сообщая о возможной приватизации двух крупнейших государственных банков — Сбербанка и ВТБ с целью пополнить государственную казну. В этой связи издание напоминает, что Сбербанк владеет 99,85% акций турецкого банка Denizbank.
В период крупного экономического кризиса в России никто из руководства РФ не поехал на Всемирный экономический форум в Давосе, пишет Türkiye (23.01). Президент РФ Владимир Путин так «пошутил» по этому поводу на встрече с предпринимателями: «Я смотрю, здесь большое количество коллег моих из правительства. Непонятно, кто в Давос поехал на горных лыжах кататься. С большим желанием чего-то раньше ездили, теперь не ездят. Видимо, денег не хватает на билеты. Экономят. Тратят хорошо — дома надо работать».
Однако «российской экономике сегодня не до шуток», продолжает издание. В частности, по выражению Путина, «работает дома» председатель Банка России Эльвира Набиуллина, которая отказалась от участия в давосском форуме из-за обвального падения рубля. Отмечается, что среднегодовая цена на нефть на уровне 25 долларов за баррель рассматривается как «сценарий катастрофы» для российской экономики.
СМИ продолжают анализировать последствия «самолетного кризиса» для российско-турецких отношений. Россия ужесточает контроль за турецкими товарами, резюмирует Zaman (19.01), информируя о создании специальной «горячей линии» по приему сообщений от жителей Москвы о продаже турецкой продукции в обход введенных руководством РФ запретов. Отмечается, что такая мера была принята после того, как Роспотребнадзор сообщил об обнаружении больших объемов запрещенной к ввозу в РФ турецкой продукции.
Согласно Vatan (20.01), Россия вернула более 16 тонн пекинской капусты, прибывшей из Турции в порт Новороссийск, но в отношении гигантских строительных проектов она демонстрирует иную реакцию. Так, в финал тендера на строительство тоннеля и терминала в аэропорту Шереметьево вышли две турецкие фирмы — Limak и Rönesans. Издание подчеркивает, что, несмотря на санкции России в отношении Турции, турецкие компании не прекращают следить за крупными проектами в РФ. По словам главы LİMAK Holding Нихата Оздемира (Nihat Özdemir), если тендер выиграет одна из двух турецких компаний, это будет первое позитивное событие в отношениях России и Турции с момента самолетного кризиса.
Российско-турецкий кризис нанес удар не только по производителям свежих овощей и фруктов в Турции, но и по экспортерам текстиля, приходит к выводу Milliyet (20.01). По данным главы Ассоциации экспортеров текстиля и сырья Стамбула Исмаила Гюлле (İsmail Gülle) в период с конца ноября по конец декабря прошлого года текстильный экспорт из Турции в Россию сократился на 80%, до 10 миллионов долларов. Падение в целом за год — на уровне 40%.
Гюлле также сообщает о проблемах, с которыми сегодня сталкиваются турецкие текстильные компании, сотрудничающие с Россией. «Заказы были получены, а товары остались непроданными, и производители не могут получить то, что им причитается», — говорит он. Несмотря на то, что некоторые фирмы демонстрируют готовность оплатить выполненные заказы, есть и другие, которые желают воспользоваться кризисной ситуацией и не платить по долгам. Сообщается, что в целом текстильный сектор недополучил 350 миллионов долларов.
Между Россией и Турцией вспыхнул второй «самолетный» кризис, делают вывод Bugün (21.01) и Yeni Asya (21.01). На этот раз из-за мандаринов, возвращенных в Турцию только из-за того, что этикетки на них ассоциируются у российской стороны с уничтожением Турцией Су-24. Принадлежит эта продукция фирме «Uçak Kardeşler», которую братья Учак открыли в 1984 году, создав бренд из своей фамилии (она совпадает с нарицательным именем «uçak», что переводится как «самолет»). Как рассказывает совладелец «Uçak Kardeşler» Хайреттин Учак (Hayrettin Uçak), изображение самолета на этикетке российская сторона посчитала умышленным намеком, который несет особый смысл. «Мы не будем просить Россию об одолжении, мы покажем, что не нуждаемся в ней», — говорит Учак.
Несмотря на то, что российско-турецкий кризис ударил по многим секторам, он никак не сказался на российских инвестициях в недвижимость в Турции (и прежде всего в Анталье), сообщает Milliyet (21.01). «Русские любят Турцию, и из-за политических событий их интерес к Турции не снизится», — убежден координатор ERA Gayrimenkul в Турции Мустафа Байган (Mustafa Baygan). Заместитель главы Ассоциации инвесторов в недвижимость (GYODER) Халук Сур (Haluk Sur) полагает, что сегодня напряженность в отношениях двух стран идет на спад, и о каком-либо серьезном кризисе речи не идет. Одним из показателей этого, по мнению Сура, следует считать выход турецких фирм в финал тендера на строительство терминала и тоннеля в аэропорту Шереметьево.
Анонсируя визит эмира Катара шейха Тамима бин Хамада Аль Сани в Россию, Habertürk (18.01) делает вывод, что этот визит может сыграть важную роль в налаживании Катаром каналов коммуникации с Россией, которая активно включена в сирийский вопрос, а также отразиться на отношениях Турции и России. Катар понимает, что Россия — один из основных игроков сирийского вопроса, и не желает разрывать коммуникацию с Россией в вопросе политического решения конфликта, хотя между Россией и Катаром сохраняются разногласия по поводу того, останется ли Асад у власти. Вместе с тем Катар отдает приоритет отношениям с Турцией, и этот визит может способствовать нормализации российско-турецких отношений и достижению согласия между Москвой и Анкарой.
Vatan (20.01) информирует о возможном переносе мирных переговоров по Сирии, которые запланированы в Женеве на 25 января, из-за разногласий по поводу их участников. Отмечается, что пока так и не удалось преодолеть разные подходы к тому, какие группы будут представлять сирийскую оппозицию. В частности, Саудовская Аравия желает, чтобы на переговорах по Сирии присутствовали и такие радикальные группы, как «Ахрар аш-Шам», при этом Россия настаивает на том, чтобы в Женеве была представлена та оппозиция, с которой может смириться правительство Дамаска. Турция в свою очередь выступает против приглашения в Женеву курдских групп, которых западные государства считают важными союзниками в борьбе с джихадистами.
Обозреватель Hürriyet (22.01) сообщает об отправке Россией военных экспертов в город Камышлы близ сирийско-турецкой границы, приходя к выводу, что Россия стремится создать здесь новую военную базу в Сирии, буквально под носом у Турции. Цель — поддержка Партии «Демократический союз» (PYD) – ответвление Рабочей партии Курдистана (РПК) – и создание «автономного курдского региона» на севере Сирии по иракскому сценарию.
США и Россия поддерживают PYD, которая, как и РПК, является для Турции «террористической организацией», пишет Milli gazete (23.01). А страны, оказывающие поддержку террористическим организациям, следует рассматривать в одной категории с ними и относить их к «террористическим государствам», делает вывод издание.
Как рассуждает обозреватель Star (23.01), после того, как лондонский суд допустил, что приказ об убийстве бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко мог отдать лично президент Владимир Путин, теперь у российского лидера «стало одной проблемой больше». А по мере того, как Путина пытаются «загнать в угол», он все больше рассчитывает на реванш в тех соседних с Россией странах, которые имеют благоприятные отношения с Западом. Именно с этой точки зрения и следует, по мнению автора, оценивать протесты в Молдове, Азербайджане, помня и о вероятности повторения «грузинского сценария» в этих регионах.
Akşam (22.01) не обходит вниманием решение «пророссийского», как отмечает издание, суда в Крыму заочно арестовать «духовного лидера» крымских татар Мустафы Джемилева. Издание сообщает, что в марте 2014 года Крым — полуостров стратегического значения в Черном море — был «аннексирован» Россией по итогам референдума, который бойкотировали почти 250 тысяч крымских татар.