Во времена, когда фанатичное восприятие религии становится причиной большинства войн и терроризма (от Ближнего Востока до Франции и Буркина-Фасо), нельзя не приветствовать решение Папы Франциска посетить 17 января Большую синагогу Рима. Такой поступок хоть немного возвращает надежду на мир во всем мире.
Прошедший 17 января первый визит Папы Франциска в римскую синагогу (там его встречал главный раввин Рима Риккардо Ди Сеньи) пришелся на очень тревожное время. И хотя бы на какой-то момент разрушил мрачный образ религий, которые вновь стали считать источником кровавой идеологии. Он много значит для еврейского сообщества, которое приходит в смятение при виде подъема агрессивного антисемитизма и даже задумывается (во Франции) о том, чтобы перестать носить кипы. Наконец, он закрепляет одну из самых значимых послевоенных перемен: примирение двух религиозных сил, иудаизма и христианства, которых разделяли два тысячелетия невежества, нетерпимости и гонений.
Аргентинский Папа прибыл из Буэнос-Айреса, где живет одна из самых больших в мире еврейских общин. Поэтому он полностью принял новое направление христианской риторики об иудаизме. По его словам, иудеи для нас — «старшие братья». Иисус был евреем. Как и его апостолы. Христианство уходит корнями в иудаизм. На фоне процветающего на ксенофобии и антисемитизме европейского популизма Папа Франциск осуждает «любые оскорбления, дискриминацию и гонения евреев». Он идет даже еще дальше предшественников, подчеркивая, что христианам пора отказаться от стремления обратить иудеев в свою веру.
Как не удивляться относительной новизне такой перемены взгляда на евреев? И как не испугаться его хрупкости? Набирающий силу в Европе антисемитизм совершенно точно не сводится к одной лишь юдофобии христианского происхождения. Но та ему явно не чужда. Христианская юдофобия веками передавалась из поколения в поколение, и была одной из главных составляющих антисемитизма.
Уничижительный образ
Искаженный, уничижительный и исполненный ненависти образ народа Израилева зародился в Средиземноморье перетек в проповеди и писания первых христианских философов, «отцов церкви», например, Иеронима (347-419) и Иоанна Златоуста (350-407), чьи полемические обороты выглядят сегодня совершенно неуместно. Именно они «идеологизировали» положение евреев: их расселение (после уничтожения Иерусалимского Храма императором Титом в 70 году) и скитания по всему миру стали наказанием за отказ признать Иисуса Христа ниспосланным Богом мессией. Определения иудеев как богоубийц и неверных надолго стали частью христианского вокабуляра.
Презрительное отношение к евреям существовало веками с острыми фазами во времена крестовых походов и инквизиции. Иудеев выдворили из Франции Филиппа Красивого в 1306 году, Испании католических монархов в 1492 году. В Средние века появились гетто, отличительные знаки на одежде во Франции, остроконечные шапки в Германии… Евреев обвиняли в осквернении облаток, ритуальных убийствах, отравлении колодцев. Раз они «убили Иисуса», то могут резать детей и распространять чуму!
Раньше во Франции во время «священной недели» дома евреев можно было забрасывать камнями в напоминание о смерти Иисуса. В Риме при назначении нового Папы великий раввин должен был пасть пред ним ниц и передать ему копию Торы. Папа же произносил такую фразу: «Я принимаю книгу. Но не принимаю несущий ее народ». Раввин получал меткий пинок, а затем шел между рядов собравшихся, которые осыпали его оскорблениями. До 1960-х годов молитва за «вероломных евреев» была частью пятничной католической литургии во всех церквях. Ее упразднили по распоряжению Папы Иоанна XXIII в 1959 году.
От презрения к уважению
Только спустя двадцать веков (и море гонений и страданий) христианские церкви все же признали ошибку. После Второй мировой войны и Холокоста они пересмотрели свои позиции, переосмыслили иудейские основы христианской веры. На смену презрению к евреям пришло уважение. Ровно полвека назад на Втором Ватиканском соборе католическая церковь осудила все юдофобские стереотипы, окончательно порвала с антисемитизмом, сняла с еврейского народа старые обвинения в убийстве Христа и постановила, что его не следует лишать права на первый союз с Богом.
За 30 лет до визита Франциска, 13 апреля 1986 года, Папа Иоанн-Павел II впервые переступил порог Большой римской синагоги. Глава католической церкви в первый раз посетил иудейскую святыню. В итальянской столице Собор Святого Петра отделяет от синагоги всего километр. Все наблюдатели тогда отметили, что эта 1 000 метров стала «самой долгой» поездкой польского Папы: пусть в 2 000 лет по дороге унижений и гонений.
Во время визита в Иерусалим в 2000 году тот же Иоанн-Павел II посетил Яд ва-Шем и памятные для евреев места. У стены плача он перед объективами камер со всего мира трогательно попросил прощения у «еврейского народа, народа Авраама, Исаака и Моисея».
Но не выходит ли, что изначальная христианская юдофобия открыла путь для языческого и расового антисемитизма нацистов, который привел к огромной трагедии известной как Холокост? По этому вопросу сегодня идут споры. Ватикан не согласен с таким утверждением, однако не пытается отрицать пассивности большинства католиков в годы уничтожения евреев из-за многовекового насаждения юдофобской риторики. Остается под вопросом и роль Папы Пия XII (1939-1958) во время войны: его обвиняют в «молчании», в том, что он не спас больше евреев, хотя Ватикану и его дипломатам по всей Европе было еще с начала 1942 года известно об «окончательном решении» нацистов.
В любом случае, это сближение иудеев и христиан, последним примером которому стал визит Папы Франциска в синагогу, безусловно, является важным, пусть и недостаточным барьером против подъема антисемитизма во Франции и по всей Европе.