По сообщениям осведомленных источников, Папа Франциск может отправиться на встречу с Патриархом Кириллом по окончанию будущего визита в Мексику. Помимо огромного символического значения такая встреча лидеров двух крупнейших христианских церквей связана с целым рядом взаимных интересов.
В конце поездки папы Франциска в Мексику (она пройдет с 12 по 18 февраля) всех может поджидать большой сюрприз. Такие намеки исходили из окружения понтифика. 26 января итальянский эксперт по Ватикану Сандро Маджистер (Sandro Magister) раскрыл все карты: не исключено, что папа встретится с Патриархом Кириллом, который в тот момент будет находиться с визитом на Кубе.
Представитель РПЦ иеромонах Стефан Игумнов незамедлительно опроверг эту информацию. В Ватикане же ее не подтвердили, не став при этом ничего отрицать.
В римской курии поговаривают о «взаимном желании» провести встречу и «возможностях» на 2016 год. «В настоящий момент свет уже не красный, а желтый», — заявил швейцарской прессе председатель Папского Совета по содействию Христианскому Единству Курт Кох (Kurt Koch).
Дань уважения
Шансы на проведение встречи тем выше, что она не бросит тени на Константинопольского патриарха Варфоломея, символического лидера православного мира: папа уже отдал ему дань уважения.
Став понтификом, Франциск уже встречался с соперником Москвы в Риме, Иерусалиме и Стамбуле. Как бы то ни было, по возвращении из Турции 30 ноября 2014 года он продемонстрировал полнейшую готовность побеседовать с российским патриархом.
С точки зрения Москвы такая встреча в верхах позволила бы хотя бы отчасти разорвать дипломатическую и экономическую изоляцию, в которой сегодня оказалась Россия. Как и во времена Советского Союза, когда речь шла о сохранении (пусть и натянутых) отношений с Западом, экуменизм может стать эффективным средством урегулирования кризисов, в том числе и по мнению Кремля.
«Путину нужен Франциск, чтобы выйти из изоляции по украинскому вопросу, а Франциску нужен Путин, чтобы защитить восточных христиан, — считает теолог Жан-Франсуа Колозимо. — Глобализация делает необходимым сближение католиков и православных, которое казалось чем-то непредставимым еще 20 лет тому назад».
Доверительная атмосфера
РПЦ — настоящий тяжеловес в мировом православии со 150 миллионами верующих. Как бы то ни было, сейчас в ней доминирует национал-консервативное течение, которое подталкивает ее к изоляции в православной среде.
После проведения глубоких реформ в церкви и возвращения на первый план в России патриарх Кирилл хочет представить себя важнейшим партнером всему остальному христианству. Подумывая при этом о формировании с католической церковью фронта защиты «традиционных» христианских ценностей.
После напряженных отношений с Иоанном-Павлом II и ощутимого потепления при Бенедикте XVI, Франциск кажется Москве как никогда подходящим человеком. Его осторожная позиция по украинскому кризису (у греко-католиков даже сложилось впечатление, что их принесли в жертву отношениям с Москвой) и неоднократные встречи с митрополитом Илларионом все же позволили сформировать доверительную атмосферу в отношениях Рима и Москвы.