«Нельзя категорически исключать, что российские власти в некий критический для них момент попытаются решить все проблемы на белорусском направлении сразу, причем самым радикальным образом», — считает обозреватель Naviny.by (27.01). «Несмотря на то, что вопросов в рамках Союзного государства накопилось немало, остается неясным, состоится ли заседание Высшего госсовета в ближайшем будущем. А если состоится, то не факт, что оправдаются расчеты белорусской стороны. Можно не сомневаться в наличии у Москвы политических претензий. В частности, из-за отказа „ближайшего союзника“ поддержать ее в противостоянии с Турцией. Конечно, в случае дальнейшего ухудшения отношений России с НАТО для нее будет возрастать важность размещения авиабазы в Белоруссии, и тогда отдельные просьбы официального Минска могут быть удовлетворены. Можно допустить, что Путин не поспешит приезжать в Минск в феврале-марте, возьмет паузу, чтобы белорусский партнер „дозрел“ до уступок».
«Думать о независимости Белоруссии и игнорировать фактор России — это чистейшее безумие, — заявляет в газете „Беларуская праўда“ (28.01) политолог Александр Ярошук. — При существующей власти Белоруссия остается в зоне перманентных рисков и конфликтов с Россией, переформатирование белорусско-российских отношений возможно только после ухода нынешнего режима. Потому что сейчас сформировался тотальный дефицит доверия, который и отравляет взаимоотношения между странами на всех направлениях, и прежде всего речь идет о взаимодействии политических элит. Нам просто не верят. Не хочу говорить о претензиях к российской стороне (Россия тоже должна извлечь уроки), я говорю о губительных последствиях политики Александра Лукашенко, проводимой на протяжении более 20 лет в отношении России. Долгие годы интеграция усиленно навязывалась России с одной-единственной целью — занять трон в Кремле, и Лукашенко меньше всего заботился о независимости Белоруссии. Все последующие действия также направлены на получение исключительных преференций от России, что в конечном итоге сделало белорусскую экономику неконкурентоспособной».
Белоруссия была и остается для России «геополитически важным плацдармом, существенной частью российского пространства». И пока в России существует «авторитарная власть с имперскими амбициями», иного отношения к Белоруссии не будет, уверен председатель Белорусского конгресса демократических профсоюзов Павел Усов («Беларуская праўда», 28.01). По его оценке, отношения Белоруссии и России крутятся вокруг оси «кредит — база». Более того, значение Белоруссии возрастает в условиях широкого конфликта с Западом. К тому же, добавил профсоюзный лидер, «если будет жизненная необходимость, республику можно интегрировать еще глубже в российское пространство для усиления политической мобилизации или для компенсации неких иных геополитических неудач». «Другими словами, если имперский пароход России даст течь, то латать его будут за счет Белоруссии».
Военный аналитик Naviny.by (28.01) допускает, что судьба российской авиабазы в Белоруссии окончательно решится во время ближайшей встречи президентов Лукашенко и Путина. Иной результат станет «пощечиной Москве с самыми непредсказуемыми последствиями для Минска». Предполагается, что «Минску позволят откусить от российского оборонного пирога», поскольку «страны, входящие в Евразийский экономический союз, смогут без ограничений поставлять продукцию военного назначения в РФ». В связи с кризисом в отношениях России и Украины белорусские оборонные предприятия в обозримой перспективе действительно могут занять освобождаемые украинцами ниши в российском оборонном заказе. При этом в Минске уже фактически перестали рассматривать возможность прямого объединения предприятий белорусского и российского ОПК.