Россия и миграционный кризис в ЕС — такими были главные темы ежегодных внешнеполитических дебатов в сейме, сообщает Latvijas avīze (27.01). «Последние годы ярко обозначили тот факт, что наш восточный сосед — это ревизионистская сверхдержава, которая готова применить военную силу для защиты своих амбиций, изменяя границы независимых государств, как в случае аннексии Крыма», — цитирует газета министра иностранных дел Эдгара Ринкевича (Edgars Rinkēvičs). Латвия противопоставит «непрогнозируемости» РФ более глубокую интеграцию в НАТО, заверил он.
Neatkarīgā rīta avīze (28.01) считает, что в ходе дебатов в сейме не было дискуссии по ряду важных для будущего Латвии вопросов. Глава МИДа Ринкевич говорил, что Рига «будет последовательно продолжать политику непризнания противозаконной аннексии Крыма», но депутаты не обсудили, как в дальнейшем выстраивать отношения с Москвой. На саммите НАТО в Варшаве Латвия будет добиваться «длительного и ощутимого присутствия союзников в Балтии», а также укрепления сотрудничества НАТО с Финляндией и Швецией, обещал Ринкевич. Но принципиальный вопрос, на который не прозвучало ответа: укрепит ли безопасность Латвии вовлечение в НАТО нейтральных государств Северной Европы? — подчеркивает обозреватель. Он также сомневается, что размещение базы НАТО улучшит инвестиционный климат в Балтии, на которую будут нацелены российские ракеты.
Министр обороны Раймонд Бергманис (Raimonds Bergmanis) поделился с телеканалом LTV-1 (28.01) опасениями по поводу высокой активности вооруженных сил РФ у границ стран Балтии, сообщив, что в прошлом году российские самолеты приближались к границам Латвии 140 раз, а корабли — 130 раз. По прогнозу министра, активность российской армии вблизи балтийских границ не снизится, так как глава Минобороны РФ Сергей Шойгу объявил о создании трех новых дивизий на западном направлении и о проведении внезапных проверок боеготовности. «У Латвии недостаточно информации о проводимых Россией военных учениях в приграничье. Делается все, чтобы мы меньше о них знали», — добавил министр.
Похоже, Кремль использует дивизии в качестве единицы измерения политического веса, и поэтому формирует еще три на западном направлении, пишет Latvijas avīze (26.01). Кремль поддерживает имидж России как вечно окруженной крепости, что можно использовать для начала агрессии против соседних государств и искоренения внутренней оппозиции, уверен автор комментария. Такой подход в новой Стратегии национальной безопасности РФ преподносится как достойная сверхдержавы независимая политика, которая наталкивается на противодействие со стороны США и их союзников, стремящихся сохранить свое доминирование.
По логике Кремля, рассуждает автор, сближение Украины с Западом следует расценивать как попытку ослабления России, или наглядный пример «противодействия». Из-за позиции некоторых западных лидеров, прежде всего, Германии, страны Балтии долго оставались без необходимых планов обороны и до сих пор остаются без отвечающего ситуации постоянного присутствия сил НАТО. Размещение в Балтии в порядке ротации несколько сотен солдат — это не лучший ответ альянса на действия Москвы, огорчается комментатор.
«Латвия и Россия не напишут общую историю. Камнем преткновения является оккупация», — констатировал в интервью Neatkarīgā rīta avīze (26.01) председатель латвийской комиссии историков Инесис Фелдманис (Inesis Feldmanis). По его словам, в России оценивают историю с позиций «ваши — наши», и ярким примером этого является отношение к латышским легионерам, воевавшим на стороне гитлеровской Германии. «Легионеры считали русских главными врагами, большинство их не хотело, чтобы русские вторично оккупировали Латвию», — повторил Фелдманис точку зрения большинства местных историков. Факт создания латвийско-российской комиссии, работа которой приостановлена в 2014 году по инициативе Риги, он прокомментировал так: «Мы продемонстрировали добрую волю и учредили комиссию. Хотя всем было ясно, чего Россия хочет добиться. У россиян были совместные комиссии с Финляндией, Германией. Задача одна — повлиять на изложение спорных вопросов так, чтобы это было приемлемо для России».
Ir (28.01) критикует решение строительной управы Рижской думы отклонить проект реконструкции Музея оккупации Латвии. Вердикт архитекторов обусловлен политическими убеждениями депутатов оппозиционной партии «Согласие», которые контролируют самоуправление Риги, полагает издание. Без реконструкции Музей оккупации обречен. В политическом смысле такой результат отвечает установке «Единой России» (с которой «Согласие» заключило договор о сотрудничестве) и правителей Кремля о том, что Латвия в 1940 году добровольно присоединилась к СССР, не сомневается журнал.
Внимание Latvijas avīze (27.01) привлекло выступление Владимира Путина с критикой в адрес Ленина. Слова о том, что деятельность Ленина привела к разрушению исторической России, не противоречат тезису о развале СССР как о величайшей геополитической катастрофе. В послевоенные годы СССР в военном и политическом смысле мог меряться силами с США, именно такой сверхдержавой Путин хочет видеть современную Россию, подчеркивает газета. Ошибкой Ленина российский лидер считает идею предоставить народам империи территориальную автономию вплоть до статуса союзной республики. Историческая Россия в понимании Путина — это унитарная, авторитарная, централизованная империя, которая опирается на Русский мир, резюмирует автор.
«У России есть „труба“, и затраты на транспортировку российского газа очень низкие. А затраты на добычу сланцевого газа, его сжижение, регазификацию, строительство терминала очень высоки», — указал в беседе с Dienas bizness (28.01) руководитель аналитического центра Certus, экс-министр экономики Вячеслав Домбровский (Vjačeslavs Dombrovskis). Ему непонятно стремление ускорить либерализацию газового рынка страны. «Экономически рациональным ускорение либерализации будет при возможности купить газ по более низкой цене, чем предлагает „Газпром“. Однако неизвестно, возможно ли это. Если цены будут ниже, то к либерализации действительно надо продвигаться как можно быстрее. Иначе правительство должно ясно сказать, что по геополитическим соображениям газ принципиально будет закупаться у других поставщиков, независимо от цены».
Торговые связи Латвии и России слабеют, заключают аналитики Swedbank в обзоре экономической ситуации в Европе, с которым знакомит Dienas bizness (26.01). На долю России сейчас приходится 8% всего объема экспорта Латвии, это самый низкий показатель с 2005 года. За 11 месяцев прошлого года экспорт латвийских товаров в Россию сократился на четверть. Ослабление торговли уменьшит влияние на народное хозяйство Латвии потрясений, с которыми сталкивается российская экономика, радуют эксперты. По их прогнозу, из-за обвала цен на нефть рецессия в России может оказаться более длительной и глубокой, чем предполагалось ранее, а небольшой рост российской экономики возобновится в конце нынешнего или в начале 2017 года.
По мнению Diena (25.01), падение цен на нефть нельзя однозначно расценивать как многообещающее явление для экономического развития Латвии. Обвал цен означает не только сокращение расходов на нефтепродукты, это также сигнал экономических проблем в России. В 2016 году прогнозируется дефицит госбюджета РФ на уровне 6% ВВП. Многие усматривают позитив в том, что нехватка денег уменьшит возможности России вооружаться. Но необходимо учитывать, что РФ — третий торговый партнер Латвии. Ухудшение экономической ситуации в России негативно отразится на показателях латвийской статистики, предупреждает издание.
Latvijas avīze (26.01) рассказывает о подготовленном к форуму в Давосе докладе, где главным риском для инвестиций в Латвии названа высокая вероятность межгосударственного конфликта. Опрошенные газетой эксперты не согласны с такой оценкой. Директор Центра стратегических исследований при Национальной академии обороны Янис Берзиньш (Jānis Bērziņš) полагает, что авторы доклада основывались на публикациях латвийских СМИ, в которых много говорится о возможной агрессии со стороны России. «Не думаю, что Россия традиционным образом может напасть на страны Балтии», — успокоил Берзиньш. Не видит угрозы конфликта с Россией и преподаватель Рижской высшей школы экономики Мортенс Хансенс (Mortens Hansens): «Страны Балтии отличаются от Украины, которую Россия считает более важной со стратегической точки зрения. К тому же, Латвия в составе ЕС и НАТО».