ИРИ и РФ всегда настаивали на политическом решении сирийского конфликта и оказывали всевозможную поддержку переговорному процессу, но на переговорах не должно быть места представителям незаконных вооруженных формирований, полагают в Тегеране. Об этом написала Khorasan (30.01), комментируя прошедшие в Москве консультации представителей МИДов двух стран и начало нового раунда переговоров по Сирии в Женеве. «У Тегерана и Москвы всегда была общая позиция по Сирии, но при этом важно понимать, что дело противодействия террористам должно быть среди первоочередных», — привело издание заявление Амира Абдоллахияна (Amir Abdollahian), советника главы МИДа ИРИ по Ближнему Востоку.
Вместе с тем, подчеркнуло издание, Аболлахиян считает неприемлемыми попытки Саудовской Аравии «протолкнуть» к участию в переговорах тех, кто замешан в террористической деятельности на территории САР. «Мы не должны видеть за столом переговоров замаскированных под „оппозицию“ представителей террористических групп», — процитировало издание иранского дипломата.
Между тем, переговоры в Женеве могут оказаться под угрозой срыва, едва начавшись, сообщила днем позже та же Khorasan (31.01). На переговорах отсутствуют представители курдов, гражданская оппозиция также не представлена в полном составе. Зато участия в переговорах добилась группа, находившаяся в Эр-Рияде, и соперничавшая за право участия в переговорах с другими группировками, находящимися на территории Катара и Турции, говорит издание.
Данная группа, которую возглавил бывший глава правительства САР, и которая, именуя себя «Высший комитет по переговорам Сирии», считает только себя единственной представительницей оппозиции в Женеве, тем не менее, подверглась критике со стороны других участников международных переговоров, в частности, России, отмечает Khorasan. Многие наблюдатели также связывают неполный формат переговоров с теми удачными наступательными операциями, которые в последнее время провела сирийская армия — оппозиция уже не считает себя в состоянии оказывать давление на правительство, заключило издание.
«Стратегию, ориентированную на восток», намеревался обсудить с российскими коллегами посетивший Москву советник лидера ИРИ по внешней политике Али Акбар Велаяти (Ali Akbar Velayati), передает Resalat (2.02). Целью его визита был не только обмен мнениями с российскими коллегами (в частности, с директором Российского института стратегических исследований России) по проблемам двустороннего сотрудничества, региональным проблемам и проблемам, связанным с безопасностью, но и обсуждение так называемой «долгосрочной стратегии ближневосточного региона».
«Стратегия, направленная на восток», поясняет Resalat, это — основополагающая концепция внешней политики ИРИ, которую исповедует сам духовный лидер страны Аятолла Али Хаменеи. А партнерство России и Ирана на Ближнем Востоке уже приобрело стратегический характер, — приводит газета мнение Велаяти, и подтверждение тому — сформировавшаяся в прошедшем году коалиция из четырех важнейших стран региона: Ирана, России, Ирака и Сирии.
«Скрытая рука Эрдогана?» — так издание Khorasan (31.01) озаглавило сообщение о том, что один из предполагаемых соучастников организации теракта на борту российского пассажирского самолета, потерпевшего крушение над Синайском полуостровом, сразу после катастрофы бежал в Турцию. Российским и египетским спецслужбам стали известны имена шести лиц, причастных к организации теракта на борту российского A-321 над Синаем 31 октября прошлого года. Один из них — «под видом сотрудника» аэропорта Шарм-аль-шейх — и поместил взрывное устройство в чемодан кого-то из пассажиров, — такие подробности проведенного расследования привело издание со ссылкой на газету «Известия». И именно его вскоре заметили на территории Турции, добавляет издание.
Газета указывает и на сообщение турецкой Hurriyet о том, что на недавних похоронах одного из погибших в Сирии турецких граждан также присутствовал человек, замешанный в убийстве пилота СУ-24 ВКС России, сбитого турецким истребителем в конце ноября 2015 года. Таким образом, с Турцией связан ряд «странных совпадений»; и в этой связи весьма вероятно, что появившееся после авиакатастрофы над Синаем заявление группировки ИГ о своей ответственности за неё, также отнюдь не случайность, заключила Khorasan.
Заявления о стремлении Турции наладить отношения с Россией и о том, что ИГИЛ — это общий враг как Турции, так и России, сделанные главой турецкого МИДа Мевлют Чавуш-оглу (Mevlut Chavushoglu) в ходе встречи со своим коллегой из Эр-Рияда, следует расценивать не более как «пропагандистскую шумиху», не имеющую отношения к реальному положению дел в регионе, — убежден автор Resalat (2.02) Сеид Собхани (Said Sobhani). На самом же деле глава турецкой дипломатии прав только в том, что у Анкары и Эр-Рияда — общая точка зрения на происходящее в Сирии. Ведь ни та, ни другая сторона не прекратили враждебной политики в отношении как сирийского государства, так и сирийского народа, замечает автор.
Посему слова Чавушоглу о том, что Россия должна отказаться от своей нынешней политики в Сирии, и это якобы послужит делу урегулирования сирийского кризиса, следует расценивать как «вводящие в заблуждение». На деле прекратить нынешнюю политику в отношении САР должна как раз Турция, уже давно играющая роль «генератора» конфликта в Сирии. И бесконечные обоюдные «официальные визиты и поездки» чиновников высокого ранга из Анкары и Эр-Рияда — лишнее тому подтверждение, заключает Собхани.
Россия продолжает настаивать, чтобы граждане РФ воздержались от поездок в Турцию, по крайней мере, в ближайшем будущем. Согласно официальным заявлениям органов власти РФ и структур, занятых в туризме, эта страна в отношении террористической угрозы ничуть не менее опасна, чем прочие страны Ближнего Востока сообщает Khorasan (30.01). По информации, опубликованной Ростуризмом, российские туристы могут оказаться в Турции объектом нападений со стороны боевиков ИГИЛ, которые впоследствии получат возможность использовать их как «живой щит» при бомбардировках в Сирии, проводимых российскими ВКС. Не рекомендует россиянам посещать Турцию и МИД России, добавила газета.
Относительно очередного инцидента с «нарушением» российским военным самолетом воздушного пространства Турции глава Турции Реджеп Эрдоган явно не удовольствуется той «моральной поддержкой», которую оказывают Турции ее союзники по НАТО, — он снова желает «личной» встречи с российским лидером Владимиром Путиным, пишет Donya-e Eqtesad (1.02). Генсек НАТО Столтенберг призвал Россию «к уважению воздушного пространства своего союзника» и к тому, что Россия должна вести себя «ответственно». Однако Россия, отрицая все претензии турецкой стороны, считает обвинения в свой адрес лишенными оснований и «голословной пропагандой», указывает издание. Примечательно, что просьба Эрдогана о личной встрече с российским коллегой, как и после ноябрьского инцидента с российским СУ-24, снова остается без ответа; Путин вновь не снизойдет до выполнения подобных просьб, сколь настойчивыми они бы ни были, заключает издание.
Трудностей на пути развития стратегического и экономического партнерства России и Ирана возникнуть не должно, поскольку заинтересованность в них проявляют обе стороны, сообщает Resalat (2.02). В данный момент российские компании заинтересованы в увеличении импорта иранских товаров, особенно продовольственных, приводит издание слова гендиректора Банка экспорта и развития ИРИ Али Салеха Абади (Ali Saleh Abadi). Банкир сообщил, что для иранских экспортеров в РФ одобрена кредитная линия на сумму в 20 миллионов евро, сотрудничество между РФ и ИРИ в финансовой сфере развивается и «уже достигнуты договоренности с двумя российскими банками», цитирует издание.
Краткосрочный рост цен на нефть на прошлой неделе был, по всей вероятности, «сиюминутен и спекулятивен», ибо он связан с последними заявлениями ОПЕК о намерениях провести чрезвычайное заседание с целью урегулировать ситуацию на рынке, предполагает Khorasan (30.01). В этой ситуации примечательно, что многие страны, «пострадавшие» от падения цен на нефть, зовут на помощь Россию, крупную нефтедобывающую страну, однако не входящую в ОПЕК. Так, Саудовская Аравия обратилась к России с просьбой уменьшить объемы своей нефтедобычи на 5 %. А один из крупных экспортеров нефти в Латинской Америке, Венесуэла, добивающаяся созыва внеочередного заседания министров стран ОПЕК, такжепросит российского содействия, отметила газета.