Итоги визита австрийского вице-канцлера в Москву остаются одной из главных тем австрийских СМИ. От резкой критики до разбора итогов визита и перспектив сотрудничества – таков диапазон материалов на эту тему. Вице-канцлер страны — члена ЕС в ходе визита в Москву критикует европейские санкции против России — это весьма значительное событие, пишет газета Der Standard (4.02). Еще накануне визита Райнхольд Миттерленер (Reinhold Mitterlehner) заявил, что в центре внимания будут не вопросы «демократии и политики», а «интересы работающих в России австрийских фирм».
Тот, кто выступает за отмену санкций, потому что Россия нужна и для решения сирийского конфликта, должен добиваться этого на уровне ЕС, а не при помощи сделок, совершаемых в обход, считает Der Standard. Миттерленер ведет себя, как баварский премьер-министр Хорст Зеехофер (Horst Seehofer), который своей поездкой в Москву хотел добиться еще и внутриполитического эффекта: он выступил в данном случае против канцлера Ангелы Меркель. Да, французский министр экономики тоже побывал в Москве, но Миттерленер, как вице-канцлер, по положению все же выше. Становясь на сторону Путина, Вена дает понять, что в первую очередь заботится о собственных экономических интересах, резюмирует газета.
Вице-канцлер обсуждал в Москве и строительство балтийского газопровода «Северный поток-2». Русские хотят, чтобы он убедил в необходимости проекта и остальных членов ЕС, пишет Die Presse (4.02). Газета приводит слова Алексея Макаркина, заместителя руководителя Московского института политических технологий, в интервью газете: «Сопротивление некоторых стран-членов ЕС для Москвы является как бы неформальной санкцией. Чтобы сломить это сопротивление, Москва нуждается в Германии и Австрии». Российский политолог считает также, что «Северный поток-2» важен для «Газпрома» не только для того, чтобы привязать к себе свой самый богатый рынок, Европу, но и для того, чтобы ослабить Украину.
«Сколько OMV придётся потратить в России» — такой конкретный вопрос вынесен в заголовок в газете Die Presse (5.02). Автор статьи приводит некоторые цифры из внутренней информации концерна. Так, OMV планирует затратить на строительство второй нитки газопровода «Северный поток-2» из России в Европу и на разработку сибирского газового месторождения в Уренгое до двух миллиардов евро. При реализации проекта «Северный поток-2» этот газопровод мог бы обеспечивать почти треть всей потребности ЕС в газе и при этом оставить Украину без внимания, добавляет Die Presse. В Европе наблюдается сильное сопротивление этому проекту.
Далее, OMV претендует на четвертую часть в разработке сибирского месторождения газа в Уренгое в обмен на часть собственности концерна. Производство должно начаться в 2018 году. У сделки по-прежнему немало критиков. Газета успокаивает читателей, поясняя, что хотя упомянутые два миллиарда евро и являются приличной суммой, но в перерасчете на пять лет вполне по силам OMV. Кстати, пять шестых всех инвестиций концерна до 2020 года предназначены вовсе не России, а пойдут на проекты в Северном море, указывает Die Presse.
«Мы не можем снять санкции самостоятельно» — именно этими словами австрийского вице-канцлера озаглавила статью Wiener Zeitung, (4.02)., Рассказывая о его встрече с российским премьером, газета отметила слова Дмитрия Медведева касательно санкций: «они никому ничего хорошего не принесли, все, с кем он встречался за это время — из руководства ЕС или отдельных стран и правительств, все говорили об отсутствии каких-либо положительных результатов».
Миттерленер напомнил о том, что Австрия и Россия всегда имели очень хорошие контакты. «К сожалению, после введения санкций у нас наблюдается большой откат назад. Торговые отношения сократились, прямые инвестиции тоже, — указал он, добавив, — Мы не можем снять санкции самостоятельно». Действительно, политический кризис оставил следы: австрийский экспорт в Россию в 2015 году сократился на 40%. Причины — слабый рубль. Но и санкции тоже.
Die Presse (6.02) в пространном интервью с вице-канцлером спросила его и том, может ли он назвать Владимира Путина демократом. Миттерленер ответил буквально следующее: «Когда я оглядываю мир, то далеко не в каждой стране вижу образцовых демократов. Но я их уважаю как существующую реальность. А русские — это геополитический фактор». Означает ли это, что в спорных случаях экономические интересы превалируют над правами человека?— поинтересовалась газета. На это Миттерленер ответил, что как министр экономики, он обязан форсировать обе сферы. И что, по его мнению, «положительное развитие экономики может привести и к улучшению в области прав человека».
Эта же газета днем ранее сообщила о том, что визит Федерального президента Австрии, Хайнца Фишера, в Москву может состояться 5-6 апреля (Die Presse, 5.02). «Мы ждем этого визита», — сказал российский премьер на встрече с австрийским вице-канцлером. Издание напоминает, что Путин в конце июня 2014 года, когда на востоке Украины уже бушевала война, посетил Вену с шестичасовым рабочим визитом. Тогда же он пригласил австрийского президента в Москву.
Андре Баллин (Andre Ballin) в статье «Россия начинает вынужденную приватизацию» (Der Standard, 3.02), поясняет, что падающие цены на нефть заставляют российское руководство действовать. Основная цель приватизации ясна: правительству нужны срочно деньги на латание дыр в бюджете. Однако, по его мнению, при соблюдении поставленных условий проект может провалиться или превратиться в распродажу в пользу малочисленных избранных.
В списке на приватизацию семь государственных предприятий: РЖД, «Совкомфлот», АЛРОСА, «Роснефть», «Башнефть», ВТБ и «Аэрофлот». При этом единственными оставшимися потенциальными покупателями могут стать близкие к государству российские олигархи, пишет Андре Баллин. И напоминает о том, как в России во время приватизации 90-х годов небольшая кучка избранных баснословно обогатилась, дешево приобретя государственные концерны.
«Европа и Россия дрейфуют в разные стороны. Более тесные отношения с Европой уже не являются мечтой», утверждает политолог Фёдор Лукьянов в интервью Wiener Zeitung (3.02). На вопрос газеты о том, как будут развиваться отношения между Россией и ЕС на фоне участившихся в Европе заявлений о необходимости отмены антироссийских санкций, Лукьянов ответил: «При всем уважении ко всем странам ЕС, когда речь идет о санкциях, то все зависит от Германии. Конкретная позиция Берлина еще не прояснилась. Но общая тенденция идет в том направлении, чтобы шаг за шагом снимать санкции. Будут ли они сняты при следующей возможности летом, трудно сказать. Но автоматического продления не будет, так как дискуссия о санкциях стала довольно серьезным спорным вопросом в ЕС».
Россия не собирается европеизироваться, отметил далее российский политолог. Да и ЕС сегодня представляет собой совсем другое общество, чем в 90-е годы, когда создавалась модель отношений между Россией и ЕС. «20-25 лет назад ни у кого не было даже малейшего сомнения в том, где лучше. Даже те, кто не любил Запад, признавали, что его модель более прогрессивна. Сегодня такого единого мнения уже нет, — заявляет Лукьянов. — Проект европейской интеграции, как он проходил в конце ХХ — начале ХХI века, подходит к концу. Европа станет другой, в первую очередь идеологически».
СМИ не оставили без внимания и предстоящую встречу папы Римского с патриархом Кириллом. Die Presse (6.02) подчеркивает, что подобная встреча состоится впервые в истории и что принимающая страна — социалистическая Куба. О чем будут говорить Папа и Патриарх? Газета сообщает, что «министр иностранных дел» русской-православной церкви митрополит Иларион заявил в пятницу, что речь пойдет не о сближении в течение тысячелетий разделенных церквей, как ожидалось. «В центре внимания будет тема преследования христиан».
Die Presse поясняет далее, что для русской православной церкви преследование христиан подразумевает продвижение так называемого «Исламского государства» на Ближнем Востоке, где политическая Россия принимает активное участие в военных действиях. А то, что в политическом плане Путин и патриарх близки друг другу, не вызывает сомнений.
Что касается Франциска, признает газета, то он ни разу не поддался на то, чтобы заклеймить Путина — например, из-за аннексии Крыма — как агрессора. За что и получил похвалу как от светской, так и от церковной Москвы. И Кирилл считает своим долгом морально поддерживать Франциска: «в борьбе против падения ценностей на Западе, против разрушения семьи и гомосексуализации мира Ватикан и Москва должны быть вместе», — приводит газета слова митрополита Илариона.
Wiener Zeitung (6.02), также посвятившая статью о предстоящей встрече, подчеркивает: «Возможно, это будет небольшой шаг для человечества, но, безусловно большой шаг для христианства».