В Польше начала работу новая государственная комиссия по расследованию причин крушения президентского Ту-154 под Смоленском 10 апреля 2010 года, однако, как полагает публицист газеты Rzeczpospolita (6.02), она не сможет пролить свет на эту трагедию. Катастрофа произошла на территории России, и поэтому все материалы, которые предоставляла полякам российская сторона, в том числе записи «черных ящиков» не могут служить надежными доказательствами: не исключено, что они подверглись фальсификации, пишет журналист. По той же причине, как он полагает, не изменит ситуации и возвращение Варшаве обломков лайнера: «Они остаются там так долго, что россияне могли успеть сделать с ними, что угодно, например, подогнать их вид под собственную версию событий».
В свою очередь, вдова погибшего в авиакатастрофе политика, Беата Госевска (Beata Gosiewska) в интервью Super Express (5.02) высказывает надежду на то, что работа новой комиссии позволит «тщательно изучить это дело и добраться до правды». Собеседница издания усматривает в действиях России попытку скрыть существенные факты и призывает польское руководство добиваться на международном уровне возвращения обломков самолета и оригиналов записей бортовых самописцев.
«Обратите внимание на высказывания российских чиновников, которые говорят, что они вернут обломки, после того, как мы согласуем единую версию произошедшего. Но ведь катастрофы не согласуют, их расследуют. Такие слова, а также тот факт, что россияне не соглашаются еще раз допросить российских диспетчеров, свидетельствуют: российская сторона на самом деле что-то скрывает», — подчеркивает она.
Какую роль в комиссии по расследованию смоленской катастрофы сыграет приглашенный туда в качестве эксперта Андрей Илларионов — бывший советник Владимира Путина?— задавалась вопросом Gazeta Wyborcza (9.02). Илларионов считался критиком официальной российской власти, однако некоторые его последние неоднозначные высказывания на тему Украины заставляют задуматься, не выступает ли он в роли кремлевского «крота» и орудия информационной войны Москвы, размышляет газета.
По словам министра обороны Польши Антония Мачеревича (Antoni Macierewicz), российский экономист предоставил предыдущей, тогда еще парламентской комиссии по расследованию катастрофы, много документов и материалов, которые открывают глаза на «дезинформацию россиян, ложь, которой кормили поляков, на методы действия той стороны». Сейчас Илларионов приобрел официальный статус и может высказываться как человек, действующий в интересах и в некотором смысле, от лица Польши, обращает внимание издание. При этом оно высказывает опасения, что россиянин будет заниматься подпиткой веры в теорию заговора вокруг катастрофы, которая популярна в польских правящих кругах, а тем самым — их дискредитацией.
На совете в Брюсселе министры обороны стран НАТО приняли решение, что военное присутствие альянса на его восточном фланге будет усилено: речь идет о ротационных силах, проводящих регулярные учения и располагающих возможностями для получения подкрепления. В целом польские эксперты приветствуют такой шаг, однако у них остаются вопросы по поводу того, будет ли его достаточно для эффективного сдерживания агрессии России, сообщал портал Wirtualna Polska (10.02).
«Любое военное присутствие имеет огромное политическое значение: оно сигнализирует и нам, и России, что Москва не сможет в случае гипотетического вторжения развернуть масштабные действия, прежде чем придет какая-то помощь, — говорит в беседе с порталом политолог Марек Мадей (Marek Madej). — Но если кто-то надеется, что это будут силы, которые смогут эффективно защищать нас с первого дня, то он ошибается. Присутствие сил и учения гарантируют только, что какой-то ответ будет».
Важно, сколько солдат и техники, готовых к действиям, будет находиться на месте, отмечает там же Михал Барановский (Michał Baranowski), руководитель варшавского отдела аналитического центра German Marshall Fund. По оценкам американского исследовательского центра RAND, для эффективного сдерживания России необходимо как минимум семь бригад, а это гораздо больше, чем реально удастся получить восточному флангу альянса: будет успехом, если там появятся одна-две дивизии с техникой, делает оговорку он, добавляя: «Это, конечно, меньше, чем нужно, но ведь это не последний шаг в направлении укрепления восточных территорий НАТО».
Из нового доклада американского центра RAND следует, что на захват стран, лежащих в регионе Балтийского моря, в том числе Польши, России понадобится всего трое суток, пишет Rzeczpospolita (10.02). Однако на Западе долго недооценивали опасения Варшавы в отношении Москвы: Восточно-Центральную Европу там считают территорией, которой в случае нападения с востока придется пожертвовать, и поэтому сопротивляются проекту размещения там постоянных баз НАТО, отмечает в разговоре с газетой пожелавший сохранить анонимность польский политик, занимающийся внешнеполитическими вопросами.
Такое положение вещей может изменить появление в регионе сильного союза под руководством Варшавы, убежден автор комментария. Концепция «Междуморья», напоминает он, уже стала одним из приоритетов внешней политики президента Анджея Дуды (Andrzej Duda), который старается убедить руководство Чехии, Словакии, Эстонии, Латвии и Литвы, что лишь объединив силы они смогут обеспечить свою безопасность и гарантировать себе поддержку главного партнера — США, ведь ключ к постоянному присутствию сил НАТО лежит в Белом Доме.
Агрессивная политика России вызывает все больше беспокойства также в Швеции, которая решила значительно увеличить расходы на вооруженные силы и заняться повышением уровня обороноспособности страны, рассказывает Wirtualna Polska (9.02). В последние годы Стокгольм постоянно сталкивается с агрессивными действиями российских вооруженных сил в регионе Балтийского моря, а шведские спецслужбы указывают на рост разведывательной активности России, которая предпринимает все более интенсивные попытки вербовки представителей шведской армии и полиции.
Особенный резонанс вызвало сообщение НАТО о том, что российская армия неоднократно отрабатывала в ходе учений нанесение ядерного удара по Швеции, перечисляет портал. На фоне сложившейся ситуации начались дискуссии о присоединении шведского государства к Североатлантическому альянсу, а пока это остается вопросом отдаленного будущего, шведы начали укреплять военное сотрудничество со своими соседями: Финляндией, Норвегией, Данией и Исландией, добавляет ресурс.
Из партнера Запада в последние годы Россия превратилась в его главную проблему: ее политика на постсоветском пространстве нарушает динамику международных процессов как в регионе Восточно-Центральной Европы, так и шире – всего континента и даже Евразии, что ведет к разрушению политических союзов и изменению глобального баланса сил, констатирует Biznes Alert (11.02).
Используя широкий набор инструментов экономического давления, информационной и психологической войны, прибегая к финансированию различных политических сил и групп, Москва старается нарушить процесс интеграции стран своего ближнего зарубежья с западными структурами и снизить привлекательность ценностей и интеграционной модели ЕС.
Проистекающее из этого торможение политико-экономической трансформации на востоке Европы призвано ограничить потенциал Евросоюза, полностью остановить процесс реформ в постсоветских республиках и зафиксировать выгодный Москве статус-кво.
Европейские достижения на восточном направлении окажутся перечеркнутыми, ЕС утратит свои позиции в глобальном масштабе, что, в свою очередь, усилит в нем центробежные тенденции, обрисовывает перспективы публицист Biznes Alert.
Ответом на российскую политику, полагает он, должны стать углубление кооперации между членами ЕС и НАТО, переориентация с реализации краткосрочных экономических интересов на долгосрочные общеевропейские цели, активизация сотрудничества между странами Восточно-Центральной Европы и усиление их голоса в процессе принятия решений, а также увеличение присутствия США на европейском континенте с пересмотром его роли в американской доктрине безопасности.