Накануне встречи патриарха Кирилла и папы римского Франциска на Кубе автор Star (8.02) писал: 12 февраля, в те часы, когда миллионы мусульман по всему миру будут совершать пятничный намаз, аэропорт Гаваны станет местом «исторической встречи», на которой лидер католического мира и патриарх Русской православной церкви (РПЦ) спустя тысячу лет пожмут друг другу руки ради «спасения христиан на Ближнем Востоке». При этом Россия, отправившая своих военных в Сирию, убивает «ни в чем не повинное гражданское мусульманское население», и, делая это для создания своего государства в Сирии, она пытается в глазах всего мира выглядеть «защитницей христианской цивилизации».
По мнению колумниста Star (8.02), встречу патриарха Кирилла и папы римского следует рассматривать в тех же рамках, что и недавнюю встречу легендарного американского дипломата Генри Киссинджера (Henri Kissinger) с президентом Путиным в Москве. В каждом из двух случаев в игру вступают лица, находящиеся над политикой и высоко ценимые в правящих кругах и обществе. Введение США в игру Киссинджера, а Россией — патриарха Кирилла, по сути, имеет одни и те же логические основания, связанные с необходимостью внести некоторые коррективы во внешнюю политику этих государств.
Ватикан не должен стать опорой амбициям Москвы, убеждены источники в Константинопольской православной церкви, которые в беседе с Hürriyet (13.02) расценили встречу папы Франциска и патриарха Кирилла как попытку российского лидера Владимира Путина найти поддержку своим планам на Ближнем Востоке с религиозной точки зрения.
В этой связи отмечается, что ранее Москва резко критиковала каждую встречу патриарха Константинопольского Варфоломея с Ватиканом, а встреча на Кубе в период, когда Россия бомбит Сирию, является частью усилий РПЦ, не признающей Варфоломея лидером православных всего мира, выступить в качестве единственного защитника всех христиан на Ближнем Востоке.
С позиции колумниста Milli gazete (8.02), Россия и США вместе с некоторыми европейскими государствами действуют как «союз крестоносцев» в Сирии, желая захватить «причитающиеся» им земли и прочно обосноваться в Сирии. Показателем сотрудничества США и России в процессе «оккупации» территорий САР, по мнению автора, следует считать тот факт, что их главный союзник на земле в Сирии – сирийское крыло Рабочей партии Курдистана (РПК) – Партия «Демократический союз» (PYD). Автор также предупреждает, что цели «империалистических сил» не ограничатся только разделом Сирии (после Ирака), но и распространятся на Турцию.
Как полагает автор Aksiyon (8.02), решение активно включиться в события в Сирии Россия приняла после того, как летом 2015 года командующий спецподразделения «эль-Кудс» в составе Корпуса Стражей Исламской революции Касем Сулеймани (Kasım Süleymani) посетил Москву и убедил Кремль в том, что с падением Идлиба сирийский режим полностью перестанет контролировать Алеппо, и тогда будет потеряна Латакия, где находится российская база.
Отмечается, что операции России в Сирии в значительной степени вытолкнули Турцию за пределы «сирийского уравнения». Россия, которая каждый раз дает понять, что готова к решению без Асада в случае защиты своих интересов в Сирии, на самом деле, не желает такого решения. «Иначе как можно объяснить, что в период подготовки мирных переговоров в Женеве Россия продолжала наносить массированные удары с воздуха по сирийской оппозиции, прежде всего, в непосредственной близости от Алеппо, несмотря на многочисленные потери среди мирного населения?» — задается вопросом автор.
На сегодняшний день, пишет журналист, Россия, Иран, правительство Асада, частично Ирак и «полуигрок» «Хезболла» поставили «шах» остальным игрокам за сирийским столом. И другого пути спасения от «мата», кроме как разжечь еще более масштабную войну, кажется, нет, заключает журналист.
СМИ настороженно отнеслись к решению о прекращении боевых действий в Сирии, которое было принято в Мюнхене на встрече Международной группы поддержки Сирии. По словам автора Yeni Asya (13.02), заявление министра иностранных дел России Сергея Лаврова о том, что Россия будет продолжать воздушные операции против террористических организаций в Сирии, а также слова госсекретаря США Джона Керри «до отставки Асада в Сирии мира быть не может», указывают на сохранение тупика, связанного с «переходным процессом» в Сирии.
В то же время, замечает журналист, принятое в Мюнхене решение позволяет надеяться, по крайней мере, на обеспечение доступа гуманитарной помощи в осажденные районы в САР. Автор также обращает внимание на тот факт, что решение о прекращении огня в Сирии было принято в период, когда Турция, как заявил официальный представитель минобороны России Игорь Конашенков, может готовить военное вторжение в Сирию, а Эр-Рияд выражает готовность принять участие в наземной операции в Сирии.
По мнению автора Zaman (13.02), есть множество причин, по которым принятое в Мюнхене решение о прекращении огня следует воспринимать скептически. Прежде всего, США и Россия не смогли договориться по поводу того, какие повстанческие группы нужно считать террористами. А это означает, что конфликт может продолжиться. Кроме того, президент России Путин с самого начала ведет «лицемерную игру» в Сирии, и вместо того, чтобы атаковать ИГИЛ, российские самолеты бомбят сирийских повстанцев, продолжая наносить удары и в период проведения женевских переговоров.
Согласно Yeni Çağ (9.02), многие дипломаты и представители оппозиционных партий Турции сходятся во мнении, что решение сирийского вопроса должно носить дипломатический, а не военный характер, поскольку военное вмешательство Турции в Сирию неизбежно приведет к столкновению с Москвой, и операция Анкары не увенчается успехом.
Никто не может остановить Москву, которая продолжает «гнуть свою линию» в Сирии, беря на прицел оппозиционные сирийскому режиму группы, несмотря на то, что под российскими бомбежками гибнут не только бойцы, но и гражданское население, пишет автор Milliyet (10.02). США не желают ввязываться в конфликт с Россией в преддверии президентских выборов, Совет Безопасности ООН едва ли предложит какую-либо энергичную инициативу, ЕС озабочен проблемой мигрантов и не обладает сдерживающим влиянием на Путина, как, собственно, и арабский мир. Турция тоже не так многое может сделать в условиях напряженности, возникшей из-за самолетного кризиса с Россией. При этом нет ни одного фактора, который позволил бы Турции легитимно ввести войска в Сирию.
В беседе с Birgün (10.02) профессор Анкарского университета Ильхан Узгель (İlhan Uzgel) отметил, что и до того, как Россия вошла в Сирию, провести наземную операцию Турции в этой стране было крайне сложно, а сейчас это абсолютно невозможно.
Неотъемлемой частью планов России по Сирии, считает колумнист Zaman (10.02), является новый поток беженцев, поскольку через создание еще большего хаоса на турецко-сирийской границе у России появится возможность одним выстрелом убить двух зайцев. С одной стороны, наказать Анкару за сбитый российский самолет и ослабить своего потенциального конкурента в Сирии. С другой — осложнить задачу Европе и прежде всего Берлину как главному апологету экономических санкций ЕС в отношении России по причине отторжения Крыма от Украины.
Отмечается, что с началом российских операций в САР сирийская проблема превратилась в «гордиев узел», который почти невозможно разрубить. В этой связи Турции и ЕС больше ничего не остается, кроме как «вместе противостоять провокациям России».
По выражению колумниста Cumhuriyet (11.02), Сирия — театр войны, где Россия и США при участии европейских сил с применением новейших вооружений играют в стратегические игры друг с другом. В этих условиях, если Анкара доверится саудитам и введет свои войска в Сирию, пойдя на риск конфликта с Россией и Ираном, это может вылиться в конфликт НАТО с Россией, а также новую мировую войну, предупреждает журналист.
Из-за экономических трудностей Россия не сможет продвигаться в Сирии в желаемом темпе, пишет автор Yeni Şafak (14.02), и как только она начнет нести потери среди военнослужащих или финансовые убытки, она станет еще более жестокой и будет убивать еще больше мирного населения. Тем не менее, продолжает журналист, вторжение Турции в Сирию несет для нее серьезные риски. В условиях, когда для Асада и России война в Сирии превратилась в «борьбу за выживание», наземная операция Турции, даже в составе коалиции, может, как выразился премьер-министр России Дмитрий Медведев, привести к началу третьей мировой войны, пишет автор.
Путин провоцирует Турцию в сирийском вопросе, считает колумнист Milliyet (9.02). Прежде всего, российский лидер пытается создать такую возможность, которая заставит Турцию с военной точки зрения расплатиться за инцидент со сбитым Су-24. Отмечается, что с этой целью российский президент мобилизовал экономический, военный потенциал, а также опыт России по проведению тайных операций, предприняв шаги, которые распространяются от антитурецкой пропаганды до экономических санкций против Турции, от военных действий в Сирии до деятельности РПК.
Уничтожит ли Турция грузинский, греческий или болгарский военный самолет в случае нарушения своего воздушного пространства и нужно ли было сбивать российский самолет? Таким вопросом задается колумнист Habertürk (9.02), анализируя последствия данного инцидента для Турции. Страна лишилась миллионов российских туристов; экспорт Турции в Россию почти остановился; Турция больше не может отправлять гуманитарную (не говоря уже о военной) помощь сирийской оппозиции, которую она многие годы поддерживала; турецкие военные самолеты больше не могут приближаться к Сирии; PYD, которую Турция объявила террористической организацией, постепенно расширяется и не боится обозначенных Анкарой «красных линий»; как только Турция введет войска в Сирию, она тут же обнаружит перед собой российскую армию.
Анализируя последние зарубежные визиты премьер-министра Турции Ахмета Давутоглу (Ahmet Davutoğlu), в частности, визит турецкого премьера в Астану, колумнист Vatan (9.02) приходит к выводу, что серия этих контактов нацелена не на «окружение» России (как может показаться), а на то, чтобы напряженность в отношениях России и Турции как двух важных игроков региона не повлияла на третьи страны. В этой связи отмечается, что президент Казахстана Нурсултан Назарбаев может включиться в процесс восстановления каналов диалога между Россией и Турцией, если и не в статусе «посредника», то, по крайней мере, в роли «катализатора».
Как замечает Cumhuriyet (9.02), в заявлении Кремля о телефонных переговорах между президентами Путиным и Назарбаевым, которые состоялись по инициативе казахстанской стороны после визита Давутоглу в Астану, ничего не говорилось о том, что в ходе телефонной беседы стороны также коснулись кризиса между Москвой и Анкарой. Сообщается, что Путин прокомментировал его так: не мы — источник проблем, которые возникли у нас с Турцией, не нам и делать шаги навстречу. Таким образом, заключает издание, Путин отклонил попытку Назарбаева выступить в качестве «посредника» в российско-турецком кризисе.
СМИ не обошли вниманием информацию о том, что депутаты от КПРФ Валерий Рашкин и Сергей Обухов предложили президенту Путину и министру иностранных дел РФ Лаврову пересмотреть невыгодные для России российско-турецкие соглашения и денонсировать договор о дружбе и братстве 1921 года. Автор Sabah (10.02) делает вывод, что российские депутаты желают оспорить «не существующую после распада СССР турецко-советскую границу». А если граница исчезла сама собой вместе с канувшим в лету СССР, продолжает журналист, тогда что могут значить такие инициативы — попытку решать «за» грузин и армян или желание «настропалить» их против Турции?
По мнению журналиста Yeni Şafak (13.02), этой инициативой Россия желает дать Турции понять, что в случае сохранения или обострения разногласий по сирийскому вопросу она может столкнуться с серьезным риском крушения своих государственных границ. В этой связи, полагает автор, инициативу по денонсации данного договора нельзя рассматривать независимо от проведения внезапных военных учений в Южном военном округе с участием Черноморского флота и Каспийской флотилии.
Отношения Турции с Россией претерпели важные изменения на фоне формирования полюсов новой холодной войны, замечает колумнист Radikal (11.02). Теперь Турцию окружает пояс напряженности с Россией и в Черноморском бассейне, и на Кавказе из-за Армении, и на Ближнем Востоке из-за Сирии. Автор убежден, что ухудшение отношений Турции с Россией существенно навредит внешней политике Анкары в Черноморском регионе, поскольку в своих усилиях по урегулированию проблемы Нагорного Карабаха и нормализации отношений с Арменией на Кавказе Турция теперь всегда будет обнаруживать перед собой Россию.