Это был исторический день. Папа Франциск и Патриарх Кирилл провели встречу на Кубе. Глава католической церкви впервые в истории встретился с российским патриархом. После этой беседы лидеры двух церквей подписали совместное заявление, в котором отмечаются их общие обязательства и делается упор на необходимости единства христиан.
Однако, папы встречались с православными патриархами и в прошлом. Толчок для взаимных визитов дал Второй Ватиканский собор. В 1960 году Павел VI и Афинагор Константинопольский отменили взаимное отлучение 1054 года. Позднее они встречались еще дважды: в Иерусалиме в 1964 году и Стамбуле в 1967 году. Что касается Папы Франциска, он уже провел встречу с Патриархом Варфоломеем Константинопольским в мае 2014 года в рамках визита на Святую землю.
В любом случае, этот день стал историческим событием. Дело в том, что Патриарх Константинопольский является скорее primus inter pares, чем настоящим лидером. Ни для кого не секрет, что Россия — лидер православного мира, и что ее патриарх обладает большим реальным влиянием, чем Константинопольский.
Это, безусловно, объясняет провал нескольких попыток сближения Рима и Москвы в 1990-х годах. В рядах обеих церквей все еще есть прелаты (в том числе и весьма высокопоставленные), которые против сближения двух ветвей христианства. Тем не менее международная обстановка внесла ощутимый вклад в ускорение процесса. На фоне роста угрозы для христианства со стороны нигилистического материализма и фанатичного исламизма обе церкви, видимо, посчитали, что пора оставить споры и начать объединение (по крайней мере, духовное).
Пока еще сложно сказать, поспособствует ли встреча укреплению связей Ватикана и России. Москва стремится выбраться из относительной дипломатической изоляции, в которую ее погрузили сирийский и украинский кризис. В такой обстановке хорошие отношения со Святым престолом стали бы несомненным козырем для Кремля.
В любом случае, лидеры двух церквей отметили встречу символическими жестами. Патриарх Кирилл преподнес папе копию Казанской иконы Богоматери, а Франциск вручил патриарху серебряные дискос и потир, символ столь необходимого сейчас единства двух конфессий.