Посетившие Кремль лидеры еврейских общин Европы с трудом смогли сохранить каменные лица. Президент России Владимир Путин продемонстрировал хорошее знание ситуации в плане роста антисемитизма в Европе и растущей еврейской эмиграции. Он даже сделал оригинальное предложение, сказав, что евреи могут переехать в Россию, где их готовы принять. Председатель Европейского еврейского конгресса Моше (Вячеслав) Кантор не испугался этой инициативы и ответил, что предложение новое, и конгресс непременно изучит его, выразив надежду, что Путин получит поддержку. Президент РФ отметил, что раньше евреи уезжали из СССР, а теперь для них настало время вернуться.
В течение 120 лет миллионы евреев эмигрировали из России, сначала от царской власти, потом от коммунистической диктатуры, потом при президенте Борисе Ельцине, а теперь и при Путине. В прошлом году в Израиле основное внимание было уделено репатриантам из Франции, откуда приехало примерно 7500 евреев, но большая часть волны репатриации в 2015 году пришлась на долю двух стран из сферы интересов Путина — из России и Украины совокупно репатриировалось 13 000 человек. От Путина убегает намного больше евреев, чем от угрозы ДАИШ и антисемитизма в Европе. Но это не помешало российскому лидеру назвать свою страну привлекательным местом для евреев. И лидер организации, призванной представлять интересы европейских евреев, похоже, склонен с ним согласиться.
В конце января лидеры еврейских общин Европы собрались в Брюсселе по особому поводу, чтобы отметить Международный день памяти жертв Холокоста. Помимо этого, они также должны были выбрать нового лидера Европейского еврейского конгресса, организации, призванной координировать действия еврейских общин в разных странах и защищать их интересы. В последние восемь лет деятельность конгресса неразрывно связана с человеком, который его возглавляет.
Тот день не преподнес сюрпризов, на пост председателя баллотировался только один человек. Кантор с легкостью был переизбран на третий срок. На фоне новой угрозы в виде захлестнувшей Европу волны ксенофобии и антисемитизма, на фоне обострения напряженности в отношениях между Россией и Западом пребывание на посту главы этой организации прокремлевского олигарха не может не вызывать беспокойства.
Большой знак вопроса висит над актуальностью всей деятельности конгресса. До избрания на пост главы ЕЕК в 2007 году 62-летний Вячеслав Кантор был мало известен за пределами деловых кругов. Он был одним из тех бизнесменов, кто быстро сколотил свое состояние в первые годы после распада СССР, скупая по очень выгодным ценам государственные предприятия и создавая бизнес-империи за одну ночь. Другие олигархи бросились в такие привлекательные отрасли, как нефть, банки и СМИ, и стали вести роскошный образ жизни.
В отличие от них Кантор предпочел менее яркую отрасль — производство удобрений — и остался вне света прожекторов. Пока другие олигархи покупали газеты, футбольные клубы и соревновались друг с другом размерами яхт, Кантор коллекционировал предметы авангардного искусства. Он был из тех олигархов, кто заключил союз с Владимиром Путиным и поддержал нового президента, когда тот обратился против миллиардеров, занимающихся политикой, посадил в тюрьму их лидера Михаила Ходорковского и вынудил других покинуть страну.
Еврейские олигархи делятся в России на две группы. Первую составляют члены группы ЮКОС, выступающие против Путина, и все они уже за пределами России. Кантор входит в группу «Альфа», члены которой продолжают заниматься бизнесом в России и стараются не злить президента.
Относительно того, когда и как Вячеслав Кантор начал интересоваться своими еврейскими корнями и стал называть себя Моше, существуют разные мнения. Он отказался дать интервью для этой статьи. Один высокопоставленный представитель еврейской организации сказал: «Такая должность — прекрасная страховка от расследований. Кто рискнет допросить главу европейского еврейского конгресса и оказаться под угрозой обвинений в антисемитизме?» Другие предпочитают верить в искренность Кантора: «Я не могу сказать, как он заинтересовался корнями, но он не менее 15 лет проявляет интерес к еврейским традициям и соблюдает дома кашрут», — сказал глава одной из еврейских общин.
Около трех месяцев назад лидеры еврейских общин Европы узнали, что во время специального мероприятия в Международный день памяти жертв Холокоста в Брюсселе состоятся также выборы нового председателя ЕЕК. Это было первое официальное сообщение о том, что выборы, которые могли быть проведены до ноября 2016 года, состоятся раньше. Из-за нехватки времени другие претенденты не успевали организовать кампанию и собрать голоса в еврейских общинах. У Кантора, как уже сказано, не оказалось соперников.
ЕЕК теоретически подчиняется Всемирному еврейскому конгрессу, но между двумя структурами царят напряженные отношения. В штаб-квартире ВЕК в Нью-Йорке опасаются, что Кантор ускорил выборы в ЕЕК, чтобы бороться с нынешним главой ВЕК Рональдом Лаудером (Ronald Lauder) за этот пост на выборах 2017 года. Хотя традиционно пост председателя ВЕК доставался представителям самой большой еврейской общины мира — американской, Кантор уже отобрал пост главы ЕЕК у французских евреев, властвовавших в европейском конгрессе с 1986 года. Сам Кантор отказался комментировать этот вопрос.
Напряженные отношения между двумя конгрессами вспылил на поверхность ровно год назад, когда Всемирный еврейский конгресс проводил в Польше масштабные мероприятия по случаю 70-й годовщины освобождения Освенцима в Международный день памяти жертв Холокоста. На мероприятии присутствовали сотни людей, переживших Холокост, главы государств и министры, но бросалось в глаза отсутствие двух делегаций. Никто не прибыл из России на фоне острого дипломатического конфликта с поляками по поводу вопроса о том, какой национальности были солдаты советской армии, освободившие Освенцим — русскими или украинцами. ЕЕК тоже никого не прислал.
Вместо этого Кантор пытался организовать альтернативную церемонию в бывшем концлагере «Терезиенштадт» в Чехии, но из других стран туда мало кто приехал. Некоторые лидеры еврейской общины объяснили демарш Кантора его нежеланием сотрудничать и делиться с другими светом прожекторов. Другие посчитали, что он откликнулся на просьбу Кремля.
Подобные происшествия поднимают вопрос о том, справляется ли ЕЕК как организация, призванная представлять интересы всех евреев Европы, со своими обязанностями. Неудивительно, что главными критиками стали представители крупнейшей еврейской общины Европы — французской. «Я не вижу и не слышу конгресс, — сказал Жиль Тайеб (Gil Taieb), заместитель председателя организации CRIF, объединяющей французских евреев. — Они не активны здесь. Мы не поддерживаем с ними связи. Очень жаль, потому что сейчас из-за роста антисемитизма необходима общая политика в Марселе и в пригородах Парижа».
Бывший председатель ЕЕК Пьер Беснену (Pierre Besnainou), проигравший выборы Кантору в 2007 году, считает, что организация идет не в том направлении. «Еврейские общины должны быть сильными и сотрудничать со своими правительствами в сфере безопасности и просвещения. Моя мечта была сделать конгресс мостом между Израилем, Европейским союзом и арабскими странами. Я не уверен, что Кантор разделяет мою мечту». Ришар Паскье (Richard Prasquier), бывший глава CRIF, безуспешно баллотировавшийся против Кантора в 2012 году, считает, что ЕЕК потерял актуальность, и большинство евреев Европы вообще не знают о существовании конгресса.
По меньшей мере частично эта критика объясняется тем, что Кантор положил конец господству французских евреев в ЕЕК. Депутат французского парламента близко знакомый с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху Меир Хабиб (Meiyr Habib), напротив, поддерживает Кантора. Он считает его настоящим сионистом «с ценностями», делающим хорошую работу. По его словам, конфликт скорее личный.
Но с критикой выступают не только французские евреи. Филипп Маркевиц (Philippe Markiewicz), глава бельгийской еврейской организации Сonsistoire, все еще не может простить Кантору его реакцию на теракт возле еврейского музея в Брюсселе в мае 2014 года, когда были убиты четыре человека. «На встрече с премьер-министром Шарлем Мишелем (Charles Michel) Кантор сказал, что Бельгия занимает второе место по уровню антисемитизма в Европе. Это просто неправда. Франция, Бельгия, Германия и Великобритания борются с волной терроризма и должны охранять еврейские общины, но наш премьер-министр правильно реагирует, и у нас отличные отношения с правительством. Они выделили четыре миллиона евро на охрану еврейской общины. Когда я слышу подобные высказывания, или то, что прозвучало недавно в Кремле, у меня появляется проблема. Если это действительно так, Конгресс нам не нужен». Маркевиц также недоволен тем, что возглавляющий организацию европейских евреев Кантор не является гражданином Европейского союза.
Лидеры еврейской общины Великобритании, напротив, поддерживают Кантора. Будучи гражданином России и Израиля (как и многие другие еврейские олигархи, Кантор позаботился о получении израильского паспорта, и у него есть дом в городе Герцлия), прожив около десяти лет в Швейцарии, Кантор перенес центр своей деятельности в Лондон и стал поддерживать еврейские общины через свой благотворительный фонд. Именно британская делегация, а не российская, выдвинула кандидатуру Кантора на выборах. «Он видит себя сильным лидером, который борется с антисемитизмом, — считает Джонатан Аркуш (Jonathan Arkush), председатель совета представителей еврейских общин Британии. — Для выполнения таких обязанностей нужен человек, располагающий временем, обязательствами и ресурсами. Неважно, из какой он страны».
Аркуш упомянул важную тему. По всему миру еврейские общины уже десятки лет возглавляют очень богатые люди, у которых есть время и личные самолеты, а также достаточно известности, чтобы летать по миру и встречаться с главами государств. Они могут позволить себе оплачивать деятельность и зарплаты сотрудников своих организаций, а также поддерживать еврейские общины через свои благотворительные фонды. Тем самым они закрепляют свой статус и получают голоса на выборах.
Вопрос в том, где заканчивается благотворительность и начинаются личные интересы. Кантор, чье личное состояние Forbes оценивает в 2,7 миллиардов долларов, владеет компанией «Акрон», крупнейшим в мире поставщиком удобрений, производимых, в основном, в России. Примерно полгода назад Кантор заявил, что бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр возглавит основанный Кантором Европейский совет по толерантности и примирению.
По случаю этого назначения Кантор и Блэр опубликовали написанную в соавторстве статью об опасности антисемитизма в Европе в британской Times. Оставив Даунинг-стрит в 2007 году, Тони Блэр сделал карьеру в качестве консультанта и лоббиста корпораций и правительств. «Как и любой другой олигарх, зарабатывающий на торговле России с миром, Кантор опасается возможного введения санкций, — сказал высокопоставленный представитель крупной еврейской организации с большим опытом работы в России. — Такой человек, как Блэр, с огромными связями в руководстве западных стран, может помочь Кантору избежать санкций, которые могли бы причинить ему ущерб».
В ответ на вопрос Haaretz в офисе Тони Блэра заявили, что работа с Кантором не имеет отношения к бизнесу (Кантор тоже отрицает это). Вместе с тем, в офисе не ответили, какую сумму получил Блэр, но подчеркнули, что все деньги были переведены в фонд Блэра.
Перед Блэром Совет возглавлял бывший президент Польши Александр Квасьневский. В то время Кантор пытался взять под контроль польские компании, занимающиеся удобрениями, вопреки позиции местного правительства. Адвокаты Кантора прислали в Haaretz письмо, подчеркнув, что ни Блэр, ни Квасьневский не лоббировали интересы Кантора. В любом случае, назначение бывших государственных лидеров на пост главы организации, подотчетной Кантору, вызывает вопросы о конфликте интересов между его общественной деятельностью и деловыми интересами. Пост председателя ЕЕК дает возможности завязывать связи, сказал бывший глава конгресса Пьер Беснену. По его словам, особенно легко главе ЕЕК поддерживать отношения с неевреями: «Евреям неинтересно, кто руководит конгрессом, но для неевреев эта должность выглядит престижно. Этим можно воспользоваться для личной выгоды».
Кантор отказался ответить на ряд вопросов Нaaretz. ЕЕК в ответ на статью заявил: «Вся эта статья, со всеми безосновательными ее утверждениями, направлена на очернение доброго имени доктора Кантора и содержит набор беспочвенных обвинений, дезинформации и лжи, скопившихся за долгие годы. Это часть негативной кампании против доктора Кантора, под руководством которого ЕЕК достиг беспрецедентных успехов, и еврейские общины Европы согласны в том, что сейчас ЕЕК занимает позиции, несравнимые с тем, что было до прихода Кантора. Конгресс продолжает посвящать свои усилия главным проблемам европейских евреев и не собирается участвовать в мелочных дрязгах, полных абсурдной и безосновательной лжи».