«Москва расхлебывает кашу конфронтации с западным миром, Минск же, ближайший союзник Кремля, кует железо дипломатических побед, надеется конвертировать нормализацию отношений с ЕС и США в финансово-экономические выгоды», — пишет в Naviny.by (15.02) политолог Александр Класковский.
По его оценке, «после Крыма» два «похожих по природе авторитарных режима» стали восприниматься Западом совершенно по-разному. «Разница выявилась в том, что Россия — империя, показавшая свой хватательный рефлекс. Многогрешный же белорусский режим имперскими замашками не страдает. Минск аккуратно дистанцировался, насколько мог, от агрессивной политики Москвы и, более того, сумел завоевать лавры миротворца. Снятием санкций белорусскому руководству, цинично говоря, проплатили позицию в вопросах безопасности, крайне ценную для европейцев из-за страха перед российской угрозой».
«Советская Белоруссия» (16.02) ожидаемо сравнивает выступление на Мюнхенской конференции по вопросам безопасности премьер-министр РФ Дмитрия Медведева с жесткой речью Владимира Путина там же в 2007 году. «Мы скатились, по сути, во времена холодной войны», — цитирует газета Медведева, подчеркивая, что тот говорил «так же жестко и, по сути, о том же», поскольку проблемы, обозначенные девять лет назад, так никуда и не делись. А вот о чем в Мюнхене говорили в исключительно позитивных тонах, так это о роли Белоруссии в урегулировании кризиса на Украине, сообщает издание.
После отмены санкций ЕС и Минск будут продолжать ждать друг от друга шагов, которые никто не собирается совершать. «Ситуацию внутри страны это не изменит — на нее может повлиять третья сила. Если ею не станет гражданское общество Белоруссии, станет Россия», — уверяет читателей «Белорусского журнала» (17.02) политолог Андрей Егоров.
«Белоруссия была и остается геополитическим придатком России», — заголовок в газете «Беларуская праўда» (18.02). По словам политолога Павла Усова, «если в Европе кто-то думает, что, снимая санкции с тех, кто совершает преступления и фактически уничтожает страну, каким-то образом помогают дистанцироваться от России, обманывают себя и других».
А вот с точки зрения Валерия Карбалевича (UDF.by, 21.02), после упразднения санкций ЕС в отношении официального Минска впервые в истории отношения с Европой у Белоруссии стали лучше, чем у России. «На протяжении всего периода после распада СССР все было наоборот. Белорусский лидер занимал гораздо более антизападную позицию, чем Кремль. В результате геополитический вес белорусского государства в глазах российского руководства повышался, Минск получал от Москвы очередную порцию политических и экономических бонусов. И вот теперь, во время агрессии России против Украины, Минск дистанцировался от Москвы, занял почти нейтральную позицию, выступил в роли миротворца и начал активно размораживать отношения с ЕС, завершившиеся отменой санкций. Россия в кризисе. Российский рынок съежился. С падением мировых цен на нефть российский энергетический грант сильно сократился. Кредитов Москва давать не хочет. Теперь Россия стала источником проблем для белорусской экономики».