25 октября прошлого года после выборов в Сейм, нижнюю палату польского парламента, со значимым перевесом победу одержала партия «Право и справедливость» (ПиС), получившая 235 мандатов из 460. Оценив тот факт, что в мае президентом стал Анджей Дуда, временно прервавший свое членство в партии, можно утверждать, что верховная власть находится в руках этой партии.
Предвыборную кампанию ПиС сопровождали противоречивые лозунги. С одной стороны, партия взяла на вооружение националистичную и анти-российскую риторику, высказывалась против чрезмерного диктата ЕС и за запрет абортов и искусственного оплодотворения. С другой стороны, также была задействована социалистическая риторика. Партия обещала понизить пенсионный возраст, повысить налоги банкам, обеспечить пенсионеров бесплатными лекарствами, выплачивать молодым семьям по 500 злотых за второго и последующих детей, и т. д. Возможно именно столь пестрый набор предвыборных обещаний помог ПиС одержать победу, тем более что главный соперник — партия «Гражданская платформа» — участвовал в выборах без своих лидеров, президента Европейского совета Дональда Туска и бывшего министра иностранных дел и маршала Сейма Радослава Сикорского.
Новое правительство — новая политика СМИ
Новое правительство Польши во главе с премьер-министром Беатой Шидло и большинством в Сейме сразу взялось радикальных мер в сфере общественной жизни и ее возможного контроля. Был принят новый закон СМИ, следуя которому правительство уполномочено на прямую формировать управление государственных каналов теле- и радиовещания: телеканала ТВП1 и радиоканала «Polskie Radio». Управление ТВП1 ушло в отставку тем же вечером, когда был принят закон.
Партия ПиС также отстранила пять судей Конституционного трибунала (КТ), которые были назначены правительством «Гражданской платформы». Сейм выбрал других судей и принял закон, согласно которому для принятия решений будет необходимо согласие двух третьих судей, когда раньше было достаточно простого большинства. Теперь во время заседания также необходимо присутствие 13 из 15 судей, хотя раньше было достаточно девяти.
Подобная система значит, что КТ не сможет опровергать решений правительства без согласия судей, назначенных ПиС, а таким образом можно будет избавиться от контроля решений, которые принимает правительство. Значит, опасения по поводу того, что конституционная реформа ПиС нарушает принцип разделения власти, не напрасны.
Оппозиция и ЕС против
Политика «перехвата» СМИ и КТ вызвала сопротивление со стороны оппозиционных сил страны. В Варшаве и других города прошли многотысячные демонстрации, обвиняющие правительство в стеснении демократии и требующие отмены законов, которые ограничивают свободу СМИ и независимость сил правопорядка. Несмотря на подобную реакцию, власть не поменяла свою позицию.
Возможно, что новое правительство Польши больше всего недовольно тем, какую международную реакцию вызвали реформы, и как на них отреагировали руководство ЕС и журналистские организации. Европейский парламент начал процесс мониторинга Польши по этому вопросу, чтобы постановить, не противоречат ли данные реформы и их воплощение принципам демократии. Ассоциация европейских журналистов указала, что новый закон «фактически понесет за собой непосредственный государственный контроль над общественным телевидением и радио, и приведет к систематичной необъективности редакций вещателей по отношению к теперешнему правительству».
Кроме того, в польских и зарубежных СМИ идут дискуссии по поводу того, является ли стремление ПиС консолидировать власть в своих руках угрозой единству ЕС. Представители ПиС открыто говорят о своем желании создать «Четвертую республику» —Польшу, которая бы вела самостоятельную политику по отношению ЕС и России, активно защищала национальные интересы страны, стремилась вернуть на родину сограждан, покинувших страну за последние несколько десятилетий. Кроме того, были бы попытки «очистить» структуры власти от «предателей», как некоторые правые политики называют чиновников «Гражданской платформы». Один из наиболее известных польских диссидентов, редактор газеты «Gazeta Wyborcza» Адам Михник недавно заявил, что, если при смене правящего большинства из всех институтов власти вытесняются проигравшие, то это»анти-коммунизм с нечеловеческим лицом»(аллюзия на стремления архитектора «Пражской весны» Александра Дубчека создать «социализм с человеческим лицом»).
На руку Путину?
Как на сайте новостей «Wirtualna Polska» о новом польском правительстве писал журналист Зиемовит Шчерек, «мы расшатываем структуру ЕС — одной организации, обеспечивающую нашу безопасность, а в другой организации (НАТО) мы успешно ухудшаем свои позиции». По словам журналиста, «Победа ПиС свидетельствует о том, что Польша начала дрейфовать по направлению, начертанному Будапештом и Москвой». Здесь очевидно имеется в виду в первую очередь критический взгляд Виктора Орбана на политику ЕС в целом и на целостность его членов, а также мировоззрение и авторитарные принципы правления де факто лидера Венгрии, которые постепенно перенимает лидер ПиС Ярослав Качиньский. По слова Шчерека, ценности, которых придерживается партия Качиньского, ближе лидеру Кремля, нежели Западной Европе. Эта партия требует смирения, не терпит контроля, хотя европейская демократия основывается на том, что разные отрасли власти контролируют друг друга.
Шчерек утверждает, что Качиньский и его партия нужны России. Если в планах Путина ослабление НАТО и ЕС, особенно по разделительной черте между Центральной и Восточной Европой, политика ПиС прекрасно служит для этой цели. Партия Качиньского не ищет компромиссов ни во внутренней, ни во внешней политики, открыто поддерживает критический настрой Орбана по отношению к ЕС, стремится усилить двусторонние отношения с отдельными странами ЕС, и держится достаточно негативной позиции по поводу Германии.
Разве поддержка разногласий стран ЕС и враждебности намерениям Брюсселя сплотить Европу не то, о чем мечтает Путин? Как утверждает бывший премьер Бельгии, лидер Альянса либералов и демократов за Европу Ги Верхофстадт, «… подобными политическими действиями Качиньского способствует Путину, так как Путин ненавидит европейское единство, а то, что происходит в Польше, может помочь ему воплотить свои планы».
Правящие политики ПиС несогласны со столь строгой критикой политиков своей страны и ЕС. С оценкой политики нового польского правительства, которую предоставили представители Европейской комиссии и Европейского парламента, несогласен и Дуда, который 18-ого января в Брюсселе призвал терпимее относится к событиям в Польше и спокойнее решать споры его страны и ЕС. Кроме того, когда 20 января в ЕП решался вопрос о начале мониторинга Польши, премьер-министр Шидло заявила, что реформы в стране проводятся со стремлением выполнить обещания избирателям, поэтому ЕП этот «договор с избирателями» должен считать настоящим проявлением демократии.
Смоленская дилемма
Все же один из пунктов «договора с избирателями» ПиС и ее лидеру Качиньскому будет сложно воплотить в жизнь. Речь идет о его обещании создать парламентскую комиссию по расследованию обстоятельств катастрофы самолета Ту-154М, который в 2010 году потерпел крушение неподалеку от смоленского аэропорта. В катастрофе погиб президент Польши Лех Качиньский и более 80 чиновников, которые все направлялись на мероприятие по поводу 70-летней годовщины трагедии в Катыне и на церемонию открытия памятника погибшим полякам.
Создать комиссию несложно, хотя, если бы комиссия пришла к выводу, что катастрофа в Смоленске была часть чьего-то плана, а Сейм принял бы соответствующее постановление, Польша оказалась бы в двусмысленном положении. Чего бы Польша ждала от своих союзников по ЕС и НАТО, если в документе было бы указано, что в смерти польского президента виноват Кремль? Следовало бы его за это наказать? Логично было бы ожидать одного: полного игнорирования такой «новости».
Но удовлетворил бы такой настрой польских союзников Качиньскогои его окружение? Очевидно, что нет. Это также на руку Путину, так как на Польшу, которая активно выражает негативную позицию по поводу России, союзники стали бы смотреть как на выскочку, а за это ее бы подвинули на задний план структур ЕС и НАТО.
Поэтому Качиньскому придется серьезно подумать по поводу исполнения «договора с избирателями». Наверное и о других такого рода «договорах», которые прямо или косвенно подрывают международный престиж Польши и даже способны «путинизировать» ее.