Твердая позиция Варшавы на переговорах с российской стороной на тему грузоперевозок принесла плоды: 19 февраля после продолжавшихся две недели переговоров россияне согласились подписать временное соглашение и заявили о готовности произвести корректировку своих, дискриминационных в отношении польских перевозчиков, законодательных норм, — сообщал портал wPolityce.pl (20.02).
Дальнейший переговорный процесс обещает быть непростым, поскольку Москва всегда использует все возможные экономические инструменты для политического давления на другие страны, в особенности на своих соседей, предсказывает комментатор портала, завершая свои размышления надеждой на то, что на этот раз она будет вынуждена пойти на уступки.
Новое польское руководство замолчало один аспект переговоров: взамен за допуск польских фур на российские дороги министерство строительства и инфраструктуры Польши обязалось ходатайствовать перед министерством финансов об отмене ограничений на ввоз и вывоз бензина, перемещаемого в баках транспортных средств, обращает внимание Gazeta Wyborcza (24.02).
В конце 2008 года Варшава под давлением Москвы согласилась увеличить объем топлива, который можно беспошлинно ввозить в ЕС, с 200 до 600 литров, что, по оценкам польского финансового ведомства, могло обойтись бюджету в 150 миллионов евро в год, напоминает газета. Полная отмена ограничений на ввоз дешевого топлива из России и Белоруссии грозит обернуться новыми убытками, предупреждает она, а также увеличением и без того объемной теневой сферы на польском топливном рынке.
Россия ведет на Ближнем Востоке игру против США, стараясь расширить сферу своего влияния в регионе и найти выход из экономического кризиса, в который она погрузилась, пишет комментатор Biznes Alert (22.02). Помимо этого, Москва стремится ослабить консервативные режимы на Аравийском полуострове, в первую очередь, саудовский и катарский, которые топят российскую экономику, играя на стороне Вашингтона и способствуя сохранению низких цен на нефть и газ. Для этих целей Кремль пытается сформировать экономический и военно-политический союз с шиитскими государствами — Ираком, Ираном, Сирией, Йеменом, надеясь, что на российскую сторону встанут Алжир, Египет, Тунис, Палестина, а также другие страны и силы, уставшие от гегемонии Вашингтона и его союзников.
Если России удастся удачно «разыграть сирийскую карту», объясняет автор публикации, цены на нефть вырастут, и европейские санкции как против Москвы, так и против Тегерана окажутся бессмысленными, более того, ЕС попадет в полную зависимость от поставок российских, иранских и иракских энергоресурсов. «К сожалению, начало 2016 года не дало нам надежд на скорое разрешение ближневосточных проблем. Сирийский кризис, который был региональным явлением, втягивает в себя все новых игроков, становясь зоной столкновения не только региональных, но и глобальных интересов», — с сожалением резюмирует журналист.
Удивительно слабая Россия добивается на Ближнем Востоке удивительных успехов, «черпая силу из слабости соперников», — подчеркивает в эфире Первого канала радиостанции Polskie Radio (20.02) политолог Агнешка Брыц (Agnieszka Bryc). Собеседница радиостанции отмечает, что Россию не ограничивают какие-либо договоренности в рамках союзов, как это происходит в НАТО, а кроме того она убедилась, что может, в частности, беспрепятственно вооружать режим Асада или разыгрывать курдский конфликт.
Россияне используют тему курдов против Турции, нанося удар по союзу Анкары с Вашингтоном, продолжает сотрудник Центра исследований Восточной Европы при Варшавском университете Адам Бальцер (Adam Balcer). «Москва может провоцировать кризисы и управлять ими. Она напоминает пиромана, который представляется пожарным», — говорит политолог.
Развивая тему в интервью Nowa Europa Wschodnia (25.02), Адам Бальцер перечисляет события, указывающие на то, что Россия начала активно вмешиваться во внутреннюю политику Турции: лидер прокурдской Демократической партии народов после того, как турецкие силы сбили российский самолет, отправился в Москву; сирийские курды открыли в российской столице офис своего представительства; произошедший 17 февраля в Анкаре теракт был проведен при поддержке сирийской разведки, которая связана с российской.
Если россияне захотят дестабилизировать ситуацию в Турции, они могут инспирировать теракт против мирных жителей в Стамбуле, чтобы, рассчитывая на возникновение цепной реакции, обвинить в нем курдов: «До сих пор турецко-курдский конфликт разворачивался между армией и полиций с одной стороны и Рабочей партией Курдистана с другой. А Россия может превратить это противостояние в этническое, массовое», — дальнейшие перспективы эксперт.
Игра, которую ведет Москва с Анкарой на фоне сирийского конфликта, касается не только Ближнего Востока, но и всей Европы: дестабилизация ситуации в Сирии, ведущая к усилению миграционного потока ослабляет как Турцию, так и ЕС, указывает в интервью Onet.pl (23.02) Войчех Лоренц (Wojciech Lorenz) — сотрудник Польского института международных отношений.
Запад опасается, что Турция может позволить втянуть себя в войну в Сирии, так как Кремль хочет поставить НАТО в сложное положение накануне варшавского саммита. Провоцируя Анкару, Москва старается заманить в ловушку весь альянс, и поэтому западные страны предостерегают турецкую сторону, что ей не стоит рассчитывать на полномасштабную поддержку союзников в любой конфликтной ситуации, рассказывает эксперт. В свою очередь Кремль, отмечает он, будет использовать расхождения во мнениях в рамках НАТО для его раскола, чтобы в итоге привести к его полному демонтажу и созданию новой архитектуры международной безопасности.
Сирия служит Путину удобным полигоном, на котором он смог относительно малой ценой добиться больших успехов: Москва впервые с 1973 года снова обрела реальное влияние на Ближнем Востоке, констатирует Polityka (24.02). Теперь Путин ставит Запад перед выбором: или Асад, или «Исламское государство», ликвидируя все умеренные силы, с которыми был бы вынужден вести переговоры, а потом поделиться властью сирийский лидер.
Когда падет Алеппо, а на поле боя останутся только исламисты, Запад отбросит моральные терзания и «встанет плечом к плечу с Асадом и Путиным», вредя самому себе, так как столкнется в результате с такой волной беженцев, на фоне которой прежний миграционный кризис покажется пустяком, пишет еженедельник.
Москва старается увязать Алеппо с вопросом Крыма, негласно делая Западу предложение: «мы успокоим Сирию, а вы взамен перестанете обижаться за Украину». Но почему, задается вопросом автор публикации, не выступить с контрпредложением и не пригрозить Путину санкциями и за Украину, и за Сирию, где многие действия российской стороны можно трактовать как военные преступления?
Сирийский плацдарм, служащий Кремлю для мобилизации населения и отвлечения его внимания от экономического кризиса, рано или поздно исчерпает себя, а то, что выглядит сейчас славой российского оружия, превратится в проблему, если российские силы «увязнут» в Сирии, предполагает журналист Анджей Талага (Andrzej Talaga), интервью с которым публикует Fronda.pl (22.02). Тогда, подчеркивает он, Москве понадобится новая экспансия, а вероятной мишенью агрессии станет Молдавия с ее бедностью, многочисленным русскоязычным населением и Приднестровьем, в котором находится несколько тысяч российских военных.
Собеседник портала высказывает сомнения в том, что Москва решится пойти на открытый конфликт с Турцией или другими членами НАТО, например, странами Балтии. Молдавия же, по его мнению, выглядит идеальным кандидатом на роль новой цели. «Для России будет выгодно, если Молдавия останется нестабильной и не присоединится к ЕС. Во-первых, агрессия даст российскому обществу ощущение успеха, гордости. Во-вторых, такая Молдавия может быть полезной для дестабилизации находящейся по соседству Украины, а это для Путина важнее всего», — отмечает он.