Члены НАТО в Восточной Европе призывают альянс сохранить в их странах увеличенный военный контингент на максимально длительный срок и предоставить этим военным право быстро реагировать на возможную интервенцию России, не дожидаясь формального политического одобрения из штаб-квартиры НАТО в Брюсселе.
В ожидании саммита НАТО, который пройдет в Варшаве в июле, страны Балтии просят альянс выступить с «предельно прямолинейным и решительным заявлением» о своей готовности сохранять достаточно мощные войска сдерживания на их территории «настолько долго, насколько это будет необходимо, в связи с тем, что у нас такой сосед», как сказал министр иностранных дел Латвии Эдгарс Ринкевич (Edgars Rinkevics) в своем интервью во время визита в Вашингтон в пятницу, 26 февраля.
В своем выступлении в Конгрессе США генерал Филип Бридлав (Philip Breedlove), командующий Объединенными силами НАТО в Европе, назвал Россию «экзистенциальной угрозой для США и для наших европейских союзников и партнеров».
По словам Бридлава, аннексия Крыма Россией и ее поддержка сепаратистов на востоке Украины, вместе с провокационными действиями российских вооруженных сил вблизи границ НАТО, указывают на то, что «Россия решила стать нашим противником».
В четверг, 25 февраля, министр обороны Эштон Картер (Ashton B. Carter) сказал, что США никогда не «стремились сделать Россию врагом, несмотря на то, что она, возможно, именно так нас и воспринимает. Но не стоит заблуждаться: мы будем защищать наши интересы, наших союзников и основы международного порядка».
По словам Ринкевича, хотя его страна высоко ценит такое к себе отношение и расходы альянса, она считает, что число военнослужащих НАТО, находящихся в Прибалтике, которое достигает нескольких сотен, необходимо увеличить, также как и количество тяжелого оружия, в том числе танков.
По его словам, Латвия также видит острую необходимость в усилении системы противовоздушной обороны, которая дала бы ей возможность в случае атаки «защитить страну» до прихода основных сил НАТО.
НАТО избегает называть свои войска, находящиеся на территории его членов в Восточной Европе, «регулярными». В соглашении, заключенном с Россией после окончания холодной войны, в 1994 году, говорится, что альянс будет поддерживать безопасность путем совершенствования способности перебрасывать подкрепления, а не путем «размещения значительных дополнительных боевых сил».
Россия заявляет, что любое увеличение численности войск НАТО в странах Восточной Европы является нарушением этого соглашения. Но эксперты НАТО до сих пор обсуждают степень точности термина «значительные», и многие из них утверждают, что это соглашение не является обязывающим.
Вслед за Бридлавом Ринкевич заявил, что Россия ведет «гибридную войну», включающую в себя провокационные военные шаги, стратегические угрозы и использование приемов пропаганды. В то время как ранее пропаганда России была направлена в первую очередь на русскоязычные меньшинства стран Балтии, таких как Латвия, Литва и Эстония, по словам Ринкевича, та информация, которая сейчас поступает посредством телевидения и других средств массовой информации, представляет собой «сознательные попытки повлиять на все слои общества» в этом регионе.
Информационные источники, публикующие информацию на русском и латвийской языках, стремятся очернить Евросоюз, сравнивая условия жизни там с условиями жизни в России и поощряя распространение негативных историй о странах Евросоюза, как отметил Ринкевич. В то же время финансируемые Россией неправительственные организации создают различные программы, в рамках которых подростки и молодые люди приглашаются в Россию для участия в различных спортивных состязаниях и других на первый взгляд аполитичных мероприятиях.
По словам Ринкевича, в Прибалтике был создан специальный центр для подготовки местных журналистов, желающих заниматься репортерскими расследованиями. Независимые российские журналисты, которым не дают работать на родине, создали свои информационные издания в Прибалтике, чтобы противостоять российской пропаганде.