«Лукашенко вновь оказывается перед нелегким геополитическим выбором: взять деньги у Путина, уступив по вопросу создания российской авиабазы, либо получить поддержку в Брюсселе, но рассорившись с хозяином Кремля», — писал накануне встречи в UDF.by (23.02) политолог Александр Кутицкий. «Вероятнее всего, — продолжает он, — белорусский президент попытается „сосать двух маток“, но в таком случае есть большая вероятность, что вместо финансовой поддержки официальный Минск вовсе останется у разбитого корыта».
Эксперт «Завтра твоей страны» (23.02) Антон Болточко, прогнозируя дальнейшую судьбу интеграционного образования, предполагает, что «Минск и Москва продолжают игру в Союзное государство, поскольку в его построение было вложено очень много времени и средств. Союзное государство на фоне не слишком быстрого евразийского интеграционного процесса все-таки дает какую-то уверенность, что свободная граница между двумя странами сохранится независимо от развития ЕАЭС».
«Путин приезжает в Минск, чтобы не упустить контроль ситуации», — заголовок «Белорусского партизана» (25.02). Обозреватель издания высказывает предположение, что «скорее всего, вопросы будут касаться всего спектра взаимоотношений с акцентом на современную международную ситуацию». Некоторые политологи, как на Западе, так и в Москве, по словам автора, «оценивают ее прологом к третьей мировой войне». «Особенно, когда говорят о нарастающем противостоянии между Россией и Турцией. А, как известно, отношения у Москвы и Минска с Анкарой разные. Впрочем, как и с Киевом. Приемлемый градус такой разницы и попытается Путин зафиксировать в Минске со своим стратегическим союзником».
«По большому счету, Путину и Лукашенко говорить не о чем — все оговорено ранее, — писала газета «Новы час» (25.02). — Разговор двух глав государств будет вращаться вокруг одного: Александр Лукашенко будет стараться получить от России деньги. А Владимир Путин будет стремиться этих денег не дать».
«Россия попробует создать авиабазу еще раз, когда положение Белоруссии станет хуже», — уверен военный аналитик газеты «Беларуская праўда» (25.02) Александр Алесин. «Европа подобрела к Лукашенко — сняла санкции, Польша намерена прислать в Белоруссию министра иностранных дел, страны Балтии налаживают отношения. Поэтому создание российской авиабазы не пошло бы на пользу отношениям Белоруссии с западными и северными соседями. Россия должна была предложить нечто большее, что должно было перевесить выгоды от сотрудничества со странами Евросоюза. Но, полагаю, в условиях экономического кризиса Россия вряд ли предложит Белоруссии большие экономические выгоды. Авиабаза — предмет жесткого торга».
Заседание Высшего Госсовета войдет в историю не только потому, что это первое глобальное внешнеполитическое событие в текущем году, делает вывод Общенациональное телевидение (25.02). «Само название „Союзное государство“ говорит о единой позиции двух стран. Нынешний год обещает быть весьма непростым для реализации проектов, но за последние 20 лет и Белоруссии, и России приходилось работать в куда более серьезных условиях».
«У Минска и Москвы нет непреодолимых противоречий, — замечает по итогам ВГС «Советская Белоруссия» (26.02). — Впрочем, президенты не раз подчеркивали это прямо. Здесь поводов для отвлеченных фантазий не осталось. Как и для рассуждений о перспективах белорусско–российской интеграции в принципе. Заявлено прямо и однозначно: этот вектор надлежит развивать активно и целенаправленно. Тем более что ему самой жизнью отведена роль пилотного для последующего переноса опыта на более широкие интеграционные проекты на постсоветском пространстве».
С точки зрения политолога Александра Класковского (Naviny.by, 25.02), саммит в Минске стал «рекордным по количеству пустых риторических банальностей типа «усилить координацию в обеспечении стабильного роста экономики Союзного государства», притом, что «ни стабильностью, ни ростом не пахнет». На самом деле, заявил эксперт, «и Союзное государство, и вся постсоветская интеграция под эгидой Кремля сегодня, если уж переходить на компьютерный сленг, подвисли и капитально глючат. У Москвы нет ресурса, чтобы продвигать свои интеграционные проекты».
«Очередной союзный пшик», — заголовок в газете «Новы час» (26.02). Политолог Геннадий Кеснер замечает, что на Высшем Госсовете звучали только общие слова о дружбе, сотрудничестве, общей политике. «Все делали хорошие выражения лиц при непонятной игре. К сожалению, народы Белоруссии и России и их руководители живут в разных измерениях».
«Проект „Союзное государство“ стал пресловутым чемоданом без ручки, — считает „Товарищ.online“ (26.02). — Его участникам все очевиднее хочется сказать: „Закройте прошлое, дует“. Но сделать это (do it) — признать усталость и нецелесообразность — не может ни Кремль, ни Александр Лукашенко». Скорее всего, гласит статья, стороны и дальше будут делать вид и говорить громкие слова об интеграции, воле народа, братстве и дружбе, но «табачок потреблять будут врозь».
Это был типичный саммит Союзного государства эпохи «нового сдерживания». Все союзные обязательства подтверждаются, программы продлеваются. Планируется даже что-то новое. Но при этом никакой «большей определенности» в отношении участия Белоруссии в «новой холодной войне» не появляется. Таков основной тезис политолога Юрия Царика (Советская Белоруссия», 26.02).
Делая экскурс во внутреннюю политику России, он заключает, что эта политика «существует в России всерьез и навсегда». «В России складывается, так сказать, „нация“. Не в научном понимании этого слова, конечно (отсюда и кавычки). Но в том смысле, что у общества создана некоторая рамочная картина мира и себя в мире и система работы с этой коллективной картиной, в рамках которой есть немалое пространство для борьбы мнений. Скажу честно, мне не очень нравится эта новая „нация“ в том виде, в каком ее выковали за предыдущие годы, особенно с 2014 года. Ее картина мира основана на серьезном искажении реальности. Более того, я убежден, эта „нация“ и ее картина мира в том виде, в каком они существуют сегодня, попросту опасны для моей страны — Белоруссии».
Россия никак не может оставить Белоруссию без поддержки, если не хочет потерять ее окончательно, «хотя бы в статусе символического союзника», уверен директор Центра европейской трансформации Андрей Егоров («ЕвроБеларусь», 26.02). «Даже если белорусская власть ничего не сделает для размещения российской авиабазы, Россия все равно предоставит кредит».
В решении российского руководства выделить кредит усматривается изрядная доля чисто политических соображений, комментируют Naviny.by (27.02) информацию российского дипломата Александра Сурикова о том, что Москва решила-таки выделить Белоруссии кредит Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР). Для Лукашенко эта новость — «пиаровское спасение» и «бальзам на душу». Во-первых, снята неловкость, президент сохраняет лицо. Во-вторых, деньги поддержат «коллапсирующие золотовалютные резервы».
Но «реализация матрицы мер, согласованных с ЕФСР», может поставить под вопрос существование ряда гигантов советской еще индустрии, увеличить безработицу и повысить социальную напряженность. «ЕФСР и МВФ вполне могут взять Лукашенко в клещи, настаивая в унисон на реформах, а дальше вероятна цепочка интересных, но весьма драматичных событий, способных как дать Белоруссии перспективу развития, так и резко обострить угрозы ее независимости».
Российский кредит позволит Белоруссии избежать дефолта уже в феврале, признает экономист Лев Марголин («Беларуская праўда», 27.02). «Очевидно, что совершена взаимная комбинация: раз объявлено про кредит, значит, официальный Минск пошел на уступки. Об уступках белорусских властей мы узнаем в ближайшее время, причем „утечку“ организует российская сторона. Никаких системных проблем кредит не решает, да и не претендует на это».